Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся
[ р ], [ л ], [ м ], [ н ] и [ р` ], [ л` ], [ м` ], [ н` ], [ j ].
Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам. Таки образом, признак этот не является признаком артикуляционной клас сификации. С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласным и шумным согласными. Это проявляется в том, что:
• при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;
• при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта
|
|
• при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;
• особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа — например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л'])
Согласные [р], [р'], [л], [л'] объединяются термином «плавные» (liquids).
В конце слова сонорные оглушаются после глухих шумных, или перед глухими шумными. часто различное произношение звуков зависит от позиции, в которой встречается данный звук, то есть от соседних звуков или ударения. В этом случае говорящий объединяет, отождествляет разное звучание в одной языковой единице.
Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль (хотя по правилам сонорные не должны оглушаться – они даже не имеют глухой пары). Звонко или глухо мы произнесем сонорный [л’] – неважно, говорящие по-русски объединят два этих звучания в одну единицу. Такое же отождествление звонкого и глухого произойдет в сознании говорящих при произнесении дуб [п] и дуба [б]. Это чередование звуков обусловлено позицией (см. Чередование звуков).
Позиционно чередующиеся звуки объединяются в сознании говорящих в одну фонему, которая может быть представлена в речи разными звуками. Язык предупреждает: не обращай внимания на то, что слышишь разные звуки, перед тобой одна языковая единица.
Система русских согласных фонем. Принципы классификации.
Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и]. В этом положении выделяют 34 согласные фонемы: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j›, ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.
|
|
Глухость – звонкость согласных фонем Пересекающийся тип позиционной мены
Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости:
Фонемы | Парные | Внепарные |
Звонкие | ‹б›, ‹в›, ‹д›, ‹з›, ‹ж›, ‹б’›, ‹в’›, ‹д’›, ‹з’›, ‹ж’›, ‹г› | ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j› |
Глухие | ‹п›, ‹ф›, ‹т›, ‹с›, ‹ш›, ‹п’›, ‹ф’›, ‹т’›, ‹с’›, ‹ш’›, ‹к› | ‹х›, ‹ц›, ‹ч’› |
Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:
1) перед всеми гласными:
дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›
2) перед сонорными:
для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›
Наиболее распространенной является артикуляционная классификация: она объединяет два основных параметра:
1. по способу образования звука (точнее, преграды),
2. по месту образования звука (преграды).
Помимо этого, классификация нередко дополняется делением согласных по
3. шумности / сонорности (по участию / неучастию голоса)
4. силе артикуляции.