О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ КАК О ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ
(ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ)
Мы все — хорошо замаскированные грешники.
Часто ли мы поверяем усвоенные нами некогда представления о практике поста со Священным Писанием? Или мы привыкли отмахиваться от наставлений святых отцов, как от адресованных исключительно монахам? А оказывается, многие наши великопостные стереотипы — от лукавого. Как поститься для Бога, а не для себя, определить собственную меру поста, не унывать, не раздражаться, сохранять благодать? Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев на встрече в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в рамках программы «Основы теологического образования» ответил на вопросы слушателей Высших Богословских Курсов. Известный миссионер обильно цитирует в своих пастырских беседах Слово Божие, к чему призывает он и своих собеседников: «В богословии мы обречены на плагиат».
Суд над собою и милость к другим
-Отец Олег, скоро начинается Великий пост. Как провести его с наибольшей духовной пользой?
|
|
-Что сказано о посте в Святом Евангелии? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Главное условие душеполезного говения — поститься перед Богом.
Важно помнить, что воздержание в пище — лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста — покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздражительными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14:3—6). Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились? для Меня ли?»(Зах. 7:5).
|
|
-А как понять, для Господа ты постишься или для себя?
-Для себя постятся те, кто делает это из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения. Пост есть время наиболее благоприятное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, совместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более активно заниматься и благотворительностью (подачей милостыни). Сказано: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12:8).
О благотворении во время поста и необходимости нравственного перерождения говорил и пророк Исайя. Он осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела и обращали меньше внимания на необходимость нравственного возрождения. Исайя говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис. 58:3-8).
-Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Что бы вы им посоветовали?
-Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу.
К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит...» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее — и она сломается; или как лен курящийся, махни на него — и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему.
Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».
|
|
-Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, скрупулезно соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне? Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова«сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой.
Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи — только дополнение, а главное в посте — суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.
Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым. В старину православные служили во время поста не в мрачных ризах, а в светлых. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост — это весна души! Так учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил чрез пророка Захарию: «Так говорит Господь Саваоф: пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).