Суд над собою и милость к другим

О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ КАК О ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ

(ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ)

Мы все — хорошо замаскированные грешники.

Часто ли мы поверяем усвоенные нами некогда представления о практике поста со Священным Писанием? Или мы привыкли отмахиваться от наставлений святых отцов, как от адресованных исключительно монахам? А оказывается, многие наши великопостные стереотипы — от лукавого. Как поститься для Бога, а не для себя, определить собственную меру поста, не унывать, не раздражаться, сохранять благодать? Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев на встрече в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в рамках программы «Основы теологического образования» ответил на вопросы слушателей Высших Богословских Курсов. Известный миссионер обильно цитирует в своих пастырских беседах Слово Божие, к чему призывает он и своих собеседников: «В богословии мы обречены на плагиат».

Суд над собою и милость к другим

-Отец Олег, скоро начинается Великий пост. Как провести его с наибольшей духовной пользой?

-Что сказано о посте в Святом Евангелии? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицеме­ры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Главное условие душеполезного говения — поститься перед Богом.

Важно помнить, что воздержание в пище — лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста — покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане ста­новятся агрессивными и крайне раздражительными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание катего­рично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уни­чижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не раз­личает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14:3—6). Если во время поста христианин не де­лает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то та­ковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. На­писано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились? для Меня ли?»(Зах. 7:5).

-А как понять, для Господа ты постишься или для себя?

-Для себя постятся те, кто делает это из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения. Пост есть время наиболее благоприят­ное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, со­вместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более ак­тивно заниматься и благотворительностью (подачей милостыни). Сказано: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12:8).

О благотворении во время поста и необходи­мости нравственного перерождения говорил и пророк Исайя. Он осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела и обращали меньше внимания на необходимость нравственного возрождения. Исайя говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не ви­дишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы по­ститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дер­зкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высо­те. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающих­ся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тог­да откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис. 58:3-8).

-Новоначальным трудно определиться с ме­рой воздержания. Что бы вы им посоветовали?

-Детям и новоначальным христианам, ко­торым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не мо­жет отказаться от мясной пищи, то пусть отка­жется от курения, дети могут отказаться от жвач­ки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу.

К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трос­ти надломленной не переломит и льна курящегося не угасит...» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее — и она сломается; или как лен курящийся, махни на него — и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему.

Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».

-Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, скрупулезно соблю­дая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне? Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оста­вили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова«сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой.

Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, что­бы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи — только дополне­ние, а главное в посте — суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста явля­ется не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

Нельзя во время поста быть мрачным и не­приветливым. В старину православные служи­ли во время поста не в мрачных ризах, а в свет­лых. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост — это весна души! Так учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта ра­дость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древ­ние ветхозаветные пророки. Так, например, Гос­подь Бог учил чрез пророка Захарию: «Так гово­рит Господь Саваоф: пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: