Навык общаться с Творцом

-Отец Олег, в одной из своих книг вы пишете, что в Царствии Небесном все будет не так, как здесь, на земле.

А какие из здешних навыков там пригодятся?

-Да, я действительно пишу, что там все будет не так, как здесь, ссылаясь на слова апостола Павла:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Но далее апостол Павел пишет:«А нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1 Кор. 2:10).

Духом Святым совершаются все Таинства Церкви, и через участие в Таинствах мы тем или иным образом всегда соприкасаемся с будущим веком. Один пожилой, ныне уже покойный, свя­щенник говорил мне, что в будущей жизни мы будем с тоской вспоминать Причастие здесь, так как там мы уже не сможем причащаться. В Таинстве Причастия мы предвосхищаем вечную жизнь. Православный христианин причастни­ком вечной жизни становится уже здесь, на земле, когда он участвует в Таинствах Церкви.

Собственно говоря, состояние святости — это нормальное состояние, которое переживает каждый православный христианин после Та­инств Исповеди и Причастия. Священники за литургией, когда поднимают Тело Христово, возглашают: «Святая Святым!» И когда после исповеди вы с очищенной совестью приступае­те к Евхаристии, вы подобны святым. Наше от­личие от святых в том, что мы не можем долго сохранять это состояние святости. А святые име­ли навык достаточно долго пребывать в едине­нии со Христом.

Поэтому я своим прихожанам говорю: не за­давайте глупых вопросов. Как стяжать благодать Духа Святаго? Это очень наивный вопрос. Лучше спрашивайте: как сохранить? Потому что как стяжать — мы все знаем: в состоянии греха ты идешь на исповедь, принимаешь епитимью, го­товишься ко Причастию, молишься, говеешь... Причащаешься — вот ты и стяжал состояние свя­тости. Но как его не потерять? Иногда человек еще не вышел из храма, а уже кого-то осудил, обиделся... Надо воспитывать в себе навык со­хранения благодати от Причастия до Причастия.

Были святые, которые до 40 лет могли сохранять в себе благодать. Например, Мария Египетская. Но древние считали, что и она со временем ее теряла. Я видел старинные фрески: когда Мария сразу после Причастия уходит в пустыню, нимб у нее золотой, а когда проходит 40 лет, он у нее блекнет. И вот Господь посылает старца Зосиму, когда она подходит ко Причастию, нимб у нее только обозначен, а после Таинства он снова сияет. Подлинная святость — это и есть навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.

-Как стяжать навык сохранения благодати?

-Могу поделиться секретом. Мы можем сыграть на своем корыстолюбии: легко теряем то, что нам легко далось. Если вы прочитаете Последование ко Причащению, один день попоститесь, причаститесь — вы сразу же, скорее всего, потеряете благодать. А вот если вы три дня будете говеть, неотступно молиться на утреннем и вечернем правиле, прочтете все три Канона и Последование... Возьмите себе за правило вычитывать все! Как ни странно, это помогает.

Я обычно советую не делить Каноны по дням, а читать все за раз: прийти с вечерней службы и прочитать сразу три Канона, Последование и вечерние молитвы. У меня на все ухо­дит времени около полутора часов. Наши прихожане жалуются: «У нас очень длинные утренние и вечерние молитвы».

А я им говорю: «Засеките время по будильнику, сколько вы их читаете?» Приходят: «Ой, оказывается 15—20 минут». Ко мне так один мужчина подошел и сказал:

Я понял: Бог есть!

Что случилось?

Я как на молитву вечернюю становлюсь, меня сразу же в сон клонит, коленки подгиба­ются, стою, потом обливаюсь, подпираю себя как могу... Только прочитал — звонок, и я два часа болтаю ни о чем... и тут: стоп! А что ж с тобой было, когда ты так на молитве мучился? Я по­нял: если дьявол меня так атакует эти 15 минут, а потом я два часа болтаю по телефону, и сна ни в одном глазу, значит, Бог есть!

Точно так же нам, особенно новоначальным, дьявол внушает, например, про Псалтырь, что это такая книга, которую и за год не одолеть. Прочи­тывается за один день! Я рекомендую новоначальным обязательно раз в месяц прочитывать за день всю Псалтырь. Выбрать день, встать в семь утра и прочитать первые 50 псалмов — очень легко поутру читаются! После 12 часов прочесть следующие 50. Это самое сложное — читать второй пятидесяток. Вечером после шести — последние 50 псалмов. Сложно здесь только в чтении до самого протяженного заупокойного псалма, а потом, как с горочки на саночках, псалмы все меньше и меньше, ритмичнее под конец.

 

Псалтырь, если ее читать полностью, заменяет весь суточный богослужебный круг, все воз­можные и невозможные молитвенные правила. И когда вечером человек, прочтя полностью, закрывает эту книгу, он испытывает такой насыщенности духовную радость, что он просто «подсаживается» на это состояние.

Я молодежи говорю: «Вожделейте молитву. Вожделейте пост. Вожделейте чистоту. Вожделейте чтение Псалтыри». Когда человек однажды испытал эту полноту молитвенного благодарения, он начинает тосковать по такому состоя­нию, как мы тоскуем по мясопустным дням. Чувствовали? Когда пост заканчивается, разговляешься, начинаешь тосковать. Потому что когда постился, пусть было тяжело, трудно, но и радостно! А разговляешься — и можешь эту радость потерять. Тем более если вспомнить, как наш русский человек разговляется.

У меня есть знакомый, он, когда постится, не пьет, не курит... А вот когда разговляется, его отбрасывает, словно во времена до его крещения. Такое разговление очень опасно. Бог не любит наши неудержимые праздники. У пророка Исаии сказано:«беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13). Богу не угодно, чтобы разговение превращалось в разгул. Надо вырабатывать в себе вкус к молитвенной жизни, к чтению Священ­ного Писания.

-Как надо читать Библию?

-Кто из вас здесь прочел все Священное Писание от начала до конца? (Вопрос в зал.) Ник­то. Тут такая ситуация: человек читает Бытие — нормально. Исход до 20 главы — нормально, после 20-й он начинает буксовать. Потом начинает листать начало Книги Иисуса Навина, потом пролистывает Второзаконие. Потом через месяц—два открывает Евангелие от Матфея. На Марке он останавливается: чувствует повторе­ние. Потом он, конечно, начинает читать Апо­калипсис, и его хватает до 3 главы... Потом он смотрит Исайю... Так не читают Библию! Купите себе Библию с приемлемым для вас размером шрифта. В ней обязательно должны быть заклад­ки. Библия прочитывается от начала до конца под закладку. Первый раз, когда прочитываете, не старайтесь ничего запомнить и даже не пытайтесь ничего понять. Амвросий Оптинский говорил: «Когда читаешь Евангелие — понимаешь ли, не понимаешь — ты получаешь награду». Причем некоторые святые отцы учили, что, если человек читает Писание и понимает, что там написано, он получает награду от Бога. Но если человек не понимает, но продолжает читать, он еще большую награду получает от Бога. Потому что тот, кто понимает, он и так интеллектуально наслаждается своим пониманием, а тот, кто, преодолевая свое непонимание, с усилием продирается сквозь текст, у Бога обретает большую милость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: