-Отец Олег, в одной из своих книг вы пишете, что в Царствии Небесном все будет не так, как здесь, на земле.
А какие из здешних навыков там пригодятся?
-Да, я действительно пишу, что там все будет не так, как здесь, ссылаясь на слова апостола Павла:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Но далее апостол Павел пишет:«А нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1 Кор. 2:10).
Духом Святым совершаются все Таинства Церкви, и через участие в Таинствах мы тем или иным образом всегда соприкасаемся с будущим веком. Один пожилой, ныне уже покойный, священник говорил мне, что в будущей жизни мы будем с тоской вспоминать Причастие здесь, так как там мы уже не сможем причащаться. В Таинстве Причастия мы предвосхищаем вечную жизнь. Православный христианин причастником вечной жизни становится уже здесь, на земле, когда он участвует в Таинствах Церкви.
Собственно говоря, состояние святости — это нормальное состояние, которое переживает каждый православный христианин после Таинств Исповеди и Причастия. Священники за литургией, когда поднимают Тело Христово, возглашают: «Святая Святым!» И когда после исповеди вы с очищенной совестью приступаете к Евхаристии, вы подобны святым. Наше отличие от святых в том, что мы не можем долго сохранять это состояние святости. А святые имели навык достаточно долго пребывать в единении со Христом.
|
|
Поэтому я своим прихожанам говорю: не задавайте глупых вопросов. Как стяжать благодать Духа Святаго? Это очень наивный вопрос. Лучше спрашивайте: как сохранить? Потому что как стяжать — мы все знаем: в состоянии греха ты идешь на исповедь, принимаешь епитимью, готовишься ко Причастию, молишься, говеешь... Причащаешься — вот ты и стяжал состояние святости. Но как его не потерять? Иногда человек еще не вышел из храма, а уже кого-то осудил, обиделся... Надо воспитывать в себе навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.
Были святые, которые до 40 лет могли сохранять в себе благодать. Например, Мария Египетская. Но древние считали, что и она со временем ее теряла. Я видел старинные фрески: когда Мария сразу после Причастия уходит в пустыню, нимб у нее золотой, а когда проходит 40 лет, он у нее блекнет. И вот Господь посылает старца Зосиму, когда она подходит ко Причастию, нимб у нее только обозначен, а после Таинства он снова сияет. Подлинная святость — это и есть навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.
-Как стяжать навык сохранения благодати?
-Могу поделиться секретом. Мы можем сыграть на своем корыстолюбии: легко теряем то, что нам легко далось. Если вы прочитаете Последование ко Причащению, один день попоститесь, причаститесь — вы сразу же, скорее всего, потеряете благодать. А вот если вы три дня будете говеть, неотступно молиться на утреннем и вечернем правиле, прочтете все три Канона и Последование... Возьмите себе за правило вычитывать все! Как ни странно, это помогает.
|
|
Я обычно советую не делить Каноны по дням, а читать все за раз: прийти с вечерней службы и прочитать сразу три Канона, Последование и вечерние молитвы. У меня на все уходит времени около полутора часов. Наши прихожане жалуются: «У нас очень длинные утренние и вечерние молитвы».
А я им говорю: «Засеките время по будильнику, сколько вы их читаете?» Приходят: «Ой, оказывается 15—20 минут». Ко мне так один мужчина подошел и сказал:
Я понял: Бог есть!
Что случилось?
Я как на молитву вечернюю становлюсь, меня сразу же в сон клонит, коленки подгибаются, стою, потом обливаюсь, подпираю себя как могу... Только прочитал — звонок, и я два часа болтаю ни о чем... и тут: стоп! А что ж с тобой было, когда ты так на молитве мучился? Я понял: если дьявол меня так атакует эти 15 минут, а потом я два часа болтаю по телефону, и сна ни в одном глазу, значит, Бог есть!
Точно так же нам, особенно новоначальным, дьявол внушает, например, про Псалтырь, что это такая книга, которую и за год не одолеть. Прочитывается за один день! Я рекомендую новоначальным обязательно раз в месяц прочитывать за день всю Псалтырь. Выбрать день, встать в семь утра и прочитать первые 50 псалмов — очень легко поутру читаются! После 12 часов прочесть следующие 50. Это самое сложное — читать второй пятидесяток. Вечером после шести — последние 50 псалмов. Сложно здесь только в чтении до самого протяженного заупокойного псалма, а потом, как с горочки на саночках, псалмы все меньше и меньше, ритмичнее под конец.
Псалтырь, если ее читать полностью, заменяет весь суточный богослужебный круг, все возможные и невозможные молитвенные правила. И когда вечером человек, прочтя полностью, закрывает эту книгу, он испытывает такой насыщенности духовную радость, что он просто «подсаживается» на это состояние.
Я молодежи говорю: «Вожделейте молитву. Вожделейте пост. Вожделейте чистоту. Вожделейте чтение Псалтыри». Когда человек однажды испытал эту полноту молитвенного благодарения, он начинает тосковать по такому состоянию, как мы тоскуем по мясопустным дням. Чувствовали? Когда пост заканчивается, разговляешься, начинаешь тосковать. Потому что когда постился, пусть было тяжело, трудно, но и радостно! А разговляешься — и можешь эту радость потерять. Тем более если вспомнить, как наш русский человек разговляется.
У меня есть знакомый, он, когда постится, не пьет, не курит... А вот когда разговляется, его отбрасывает, словно во времена до его крещения. Такое разговление очень опасно. Бог не любит наши неудержимые праздники. У пророка Исаии сказано:«беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13). Богу не угодно, чтобы разговение превращалось в разгул. Надо вырабатывать в себе вкус к молитвенной жизни, к чтению Священного Писания.
-Как надо читать Библию?
-Кто из вас здесь прочел все Священное Писание от начала до конца? (Вопрос в зал.) Никто. Тут такая ситуация: человек читает Бытие — нормально. Исход до 20 главы — нормально, после 20-й он начинает буксовать. Потом начинает листать начало Книги Иисуса Навина, потом пролистывает Второзаконие. Потом через месяц—два открывает Евангелие от Матфея. На Марке он останавливается: чувствует повторение. Потом он, конечно, начинает читать Апокалипсис, и его хватает до 3 главы... Потом он смотрит Исайю... Так не читают Библию! Купите себе Библию с приемлемым для вас размером шрифта. В ней обязательно должны быть закладки. Библия прочитывается от начала до конца под закладку. Первый раз, когда прочитываете, не старайтесь ничего запомнить и даже не пытайтесь ничего понять. Амвросий Оптинский говорил: «Когда читаешь Евангелие — понимаешь ли, не понимаешь — ты получаешь награду». Причем некоторые святые отцы учили, что, если человек читает Писание и понимает, что там написано, он получает награду от Бога. Но если человек не понимает, но продолжает читать, он еще большую награду получает от Бога. Потому что тот, кто понимает, он и так интеллектуально наслаждается своим пониманием, а тот, кто, преодолевая свое непонимание, с усилием продирается сквозь текст, у Бога обретает большую милость.
|
|