Активные методы обучения

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характери-

зующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учеб-

ный процесс, активизирующие их познавательную и творческую

деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями АМО являются:

 целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый

вынужден быть активным независимо от его желания;

 достаточно длительное время вовлечения обучаемых в

учебный процесс, поскольку их активность должна быть не крат-

ковременной или эпизодической, а в значительной степени устой-

чивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

 самостоятельная творческая выработка решений, повышен-

ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

 интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодейст-

вие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельно-

сти (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных

связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или

иной проблемы.

Существенный вклад в развитие теории и практики АМО вне-

сли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абра-

мова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лиф-

шиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Ры-

бальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.

В середине 80-х гг. по инициативе М. М. Бирштейн, автора пер-

вой в мире деловой игры, проведенной в Ленинградском инженерно-

экономическом институте (ЛИЭИ) в 1932 г., стали издаваться катало-

ги деловых игр СССР и впервые была сделана попытка классифика-

ции активных методов обучения и сфер их применения.

Существующие в настоящее время подходы к классификации

АМО отражают различные их свойства и наиболее важные с точки

зрения авторов классификационные признаки [2]; [3]; [14]; [17].

На наш взгляд, классификация, изложенная в [10], отличается

более четкой терминологией, признаками и целями подразделения

АМО, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной

среде и разработки соответствующего методического обеспечения. 6

С учетом отечественного и зарубежного опыта, практики

применения активных методов обучения в СПбГИЭУ, а также по-

явления новых направлений их использования предлагается клас-

сификация АМО, представленная на рис. 1. В качестве основного

классификационного признака в представленной системе АМО вы-

ступает наличие имитируемой деятельности.

Характерной чертой занятий, проводимых с использованием

неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является

отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Акти-

визация обучения осуществляется через прямые и обратные связи

между обучающими (преподавателями) и обучаемыми (слушате-

лями).

Отличительной чертой занятий, проводимых с использовани-

ем имитационных АМО, является наличие модели изучаемого

процесса (имитация индивидуальной или коллективной профес-

сиональной деятельности).

Особенность имитационных методов – их разделение на игро-

вые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые

должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они да-

ют наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом

случае достигается существенное приближение учебного процесса

к практической профессиональной деятельности при высокой сте-

пени мотивации и активности обучаемых.

Охарактеризуем основные активные методы обучения по ви-

дам занятий.

К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра,

разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на

машинных моделях.

Деловая игра (ДИ) – это имитационное моделирование про-

цессов управления социально-экономическими системами и про-

фессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с це-

лью изучения и решения возникших проблем.

Анализ специальной литературы показывает, что в настоящее

время однозначной и общепринятой трактовки понятия «деловая

игра» пока не сформировалось. Поэтому мы даем определение, ко-

торое, на наш взгляд, является наиболее общим, кратким, вклю-

чающим самые существенные характеристики деловой игры в ее

современном понимании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: