Активные методы обучения (АМО) – это методы, характери-
зующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учеб-
ный процесс, активизирующие их познавательную и творческую
деятельность при решении поставленных задач.
Отличительными особенностями АМО являются:
целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый
вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в
учебный процесс, поскольку их активность должна быть не крат-
ковременной или эпизодической, а в значительной степени устой-
чивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышен-
ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодейст-
вие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельно-
сти (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных
связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или
|
|
иной проблемы.
Существенный вклад в развитие теории и практики АМО вне-
сли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абра-
мова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лиф-
шиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Ры-
бальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.
В середине 80-х гг. по инициативе М. М. Бирштейн, автора пер-
вой в мире деловой игры, проведенной в Ленинградском инженерно-
экономическом институте (ЛИЭИ) в 1932 г., стали издаваться катало-
ги деловых игр СССР и впервые была сделана попытка классифика-
ции активных методов обучения и сфер их применения.
Существующие в настоящее время подходы к классификации
АМО отражают различные их свойства и наиболее важные с точки
зрения авторов классификационные признаки [2]; [3]; [14]; [17].
На наш взгляд, классификация, изложенная в [10], отличается
более четкой терминологией, признаками и целями подразделения
АМО, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной
среде и разработки соответствующего методического обеспечения. 6
С учетом отечественного и зарубежного опыта, практики
применения активных методов обучения в СПбГИЭУ, а также по-
явления новых направлений их использования предлагается клас-
сификация АМО, представленная на рис. 1. В качестве основного
классификационного признака в представленной системе АМО вы-
ступает наличие имитируемой деятельности.
Характерной чертой занятий, проводимых с использованием
неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является
отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Акти-
|
|
визация обучения осуществляется через прямые и обратные связи
между обучающими (преподавателями) и обучаемыми (слушате-
лями).
Отличительной чертой занятий, проводимых с использовани-
ем имитационных АМО, является наличие модели изучаемого
процесса (имитация индивидуальной или коллективной профес-
сиональной деятельности).
Особенность имитационных методов – их разделение на игро-
вые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые
должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они да-
ют наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом
случае достигается существенное приближение учебного процесса
к практической профессиональной деятельности при высокой сте-
пени мотивации и активности обучаемых.
Охарактеризуем основные активные методы обучения по ви-
дам занятий.
К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра,
разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на
машинных моделях.
Деловая игра (ДИ) – это имитационное моделирование про-
цессов управления социально-экономическими системами и про-
фессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с це-
лью изучения и решения возникших проблем.
Анализ специальной литературы показывает, что в настоящее
время однозначной и общепринятой трактовки понятия «деловая
игра» пока не сформировалось. Поэтому мы даем определение, ко-
торое, на наш взгляд, является наиболее общим, кратким, вклю-
чающим самые существенные характеристики деловой игры в ее
современном понимании.