Технология развития критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

   Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

 

·    На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

 

·      На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

 

·   Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

 

 

 

Вызов

 

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

 

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

 

Коммуникационная

(бесконфликтный обмен мнениями)

 

 

Осмысление содержания

 

Информационная(получение новой информации по теме)

 

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

 

 

Рефлексия

 

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

 

Информационная(приобретение нового знания)

 

Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

 

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, 

оценка процесса)

 

 

 

 

 

 

Основные методические приемы развития критического мышления

 

1.      Прием «Кластер»

 

2.       Таблица

 

3.      Учебно- мозговой штурм

 

4.      Интеллектуальная разминка

 

5.      Зигзаг, зигзаг -2

 

6.       Прием «Инсерт»

 

7.      Эссе

 

8.          Приём «Корзина идей»

 

9.      Приём «Составление синквейнов»

 

10.  Метод контрольных вопросов

 

11.  Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

 

12.  Круги по воде

 

13.  Ролевой проект

 

14.  Да - нет

 

15.  Приём «Чтение с остановками»

 

16.  Приём «Взаимоопрос»

 

17.  Приём «Перепутанные логические цепочки»

 

18.  Приём «Перекрёстная дискуссия»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: