Технология проблемного обучения. Технология проблемно-диалогического обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН,

усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных

и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации

– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования

дидактического содержания материала, который должен быть представлен

как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании

проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,

состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации

знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида

проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается

деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного

процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью

активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну,

важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо

индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная

задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса

обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Метод кейсов.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

 

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

 

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

 

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

 

При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит

 

·  Развитие навыков анализа и критического мышления

 

·   Соединение теории и практики

 

·   Представление примеров принимаемых решений

 

·   Демонстрация различных позиций и точек зрения

 

·   Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

 

Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

 

·   анализировать информацию,

 

·   сортировать ее для решения заданной задачи,

 

·   выявлять ключевые проблемы,

 

·   генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

 

·   выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

 

Кроме того, дети:

 

·   Получают коммуникативные навыки

 

·   Развивают презентационные умения

 

·   Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

 

·   Приобретают экспертные умения и навыки

 

·   Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 

·   Изменяют мотивацию к обучению

 

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

 

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

 

·   метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

 

·   метод инцидента;

 

·   метод ситуационно-ролевых игр;

 

·   метод разбора деловой корреспонденции;

 

·   игровое проектирование;

 

·     метод дискуссии.

 

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: