Технологии воспитания

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в

образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками

продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности

всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны

глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Использование

педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс

конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические

идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Наряду с понятием

воспитательная технология используется и понятие «методика воспитания».

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и

средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания,

позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных

практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые

позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно

результативно и качественно. «КАК?» - коренной вопрос технологии в области

воспитания.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие,

взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная 19

задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология –

воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре

образовательной задачи определенные личностные качества учащихся,

подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в

конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания

образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может

использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она

охватывает несколько этапов воспитания:

 ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);

 исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в

предусмотренной последовательности),

 контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм

управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и

коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для

достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго

определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов.

Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и

заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает

отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного

взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны

отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные

особенности педагога и его педагогический опыт.

Можно сделать вывод о достаточной сложности воспитательной

технологии. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные

признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания

новых качеств.

1. Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает20

целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные

операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или

последовательного формирования не связанных между собой личностных

свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает

комплексный характер.

2. С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться

вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь

отдельными технологическими операциями, например, только методикой

формирования отдельных качеств личности.

3. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех

воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования

всесторонне и гармонично развитой личности.

4. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел,

в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция

авторов.

5. Технологическая цепочка педагогических действий, операций,

коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками,

имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

6.Органической частью педагогической технологии являются

диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и

инструментарий измерения результатов деятельности.

7.Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы

любым педагогом, а с другой- гарантировать достижение планируемых

результатов всеми школьниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: