Технология гуманно-личностного обучения Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

 

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили:

 

По уровню применения: общепедагогическая.

 

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

 

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

 

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

 

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.

 

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

 

По типу управления: система малых групп.

 

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

 

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

 

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

 

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

 

Целевые ориентации:

 

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 

• Облагораживание души и сердца ребенка.

 

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

 

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

 

• Идеал воспитания - самовоспитание.

 

Концептуальные положения:

 

• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

 

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

 

• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

 

• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

 

Особенности содержания:

 

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей; постижение красоты всего окружающего.

 

Особенности методики:

 

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

 

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

 

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

 

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

 

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

 

- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

 

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

 

Урок - ведущая форма жизни детей, вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Авторские педагогические технологии (Вальдорфская педагогика Р. Штайнера, Орф-педагогика, технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой, технология Дальтон-план и др.).

.14. Авторская педагогическая технология C.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)

 

Педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить трет основными каналами движения информации:

 

• Основной канал — движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику). Существенным обстоятельством является наличие дополнительных управляемых источников информации — книг, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником.

 

• Канал управляющих воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.

 

• Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

 

Анализ структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:

 

• оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;

 

• использования возможностей индивидуальности самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;

 

• организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

 

О достаточном уровне управления учебным процессом можно говорить лишь тогда, когда в результате учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.

 

С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии:

 

• личностный подход в педагогике сотрудничества;

 

• успех — главное условие развития детей в обучении;

 

• комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

 

•  предупреждение ошибок, а не работа над ними;

 

• последовательность, системность содержания учебного материала;

 

• дифференциация, доступность задания для каждого;

 

• к полной самостоятельности — постепенно;

 

• через знающего ученика учить незнающего.

 

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало но1гутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) теш дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.

 

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

 

• предварительное введение первых порций будущих знаний;

 

• уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

 

• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

 

Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий. Он называется пробно-порцио- нальным.

 

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление», представляющий собой, но существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

 

С помощью комментированного управления:

 

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

 

• развивается логика рассуждений, доказате:п>ность, самостоятельность мышления;

 

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

 

Наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться.

Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:

     

◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;

◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;

◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;

◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;

◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;

◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;

◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;

◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;

◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;

◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;

◦ Важно соблюдать четкий режим дня;

◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;

◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;

◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша

 

едагогика Рудольфа Штайнера

Теоретико-философские положения педагогики Р. Штайнера

 

Р. Штайнер — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия, рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела, души и духа. Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

 

Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство», следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство», далее, до 21 года, — «отрочество и юность».

 

Основными принципами вальдорфской педагогики являются:

 

антропоцентризм;

 

образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;

 

гармоничность развития всех составляющих человека;

 

обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;

 

историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;

 

цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических, ритмов;

 

эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;

 

художественность всего обучения.

 

Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.

Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.

 

С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг в 1939г. в Шотландии учредил школу — деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф — Астория» была открыта первая школа, идею и содержание деятельности которой предложил Р. Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы.

 

Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.

 

В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.

 

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.

В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.

 

Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало. Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.

 

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

 

Как строится урок по орф-педагогике?

Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему. После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум». При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну — дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.

 

Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.

 

Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.

 

Достоинства орф-педагогики

Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;

В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;

Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;

Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;

Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;

Развитие слуха, восприятия;

Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?

Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, вы можете начать занятия. Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.

 

Орф-педагогика в домашних условиях

 

Объявление скрыто.

Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.

 

Предлагаем вам два примерных урока.

 

«Звуки стихий»

 

1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.

 

2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

 

«Маша шла»

 

Маша шла шла шла.

 

Апельсин нашла.

 

Апельсин какой?

 

Апельсин большой!

 

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.

 

Пробуем разные варианты текста:

 

— меняем имя;

 

— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;

 

— соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.

 

2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.

 

3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.

 

4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.

 

(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)

 

5. Делим ритм между частями тела.

 

(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

Метод был предложен американской деятельницей народного образования Хелен Паркхёрст. Своё название он получил, потому что был впервые испробован в школе в городке Дальтон в штате Массачусетс.

 

Принципы[править | править вики-текст]

Обучение по Дальтон-плану основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

 

Три основных элемента: «дом», задания и лаборатория.

 

«Дом» это основное место ученика в школе. В доме присутствует «домашний советник», который выполняет роль дополнительного родителя, координируя работу ученика с учителями-предметниками. В некоторых дальтон-школах в «доме» собираются ученики разных возрастов, тем самым моделируется реальное человеческое общество, где есть люди разного возраста. Но «Дом» может соответствовать и обычному учебному классу, а домашний советник — классному руководителю.

Задания даются учащимся для выполнения за определенный срок. Обычно даются месячные задания, которые подразделяются на недельные.

Лаборатория — личные консультации учителей-предметников, на которых каждый ученик может лично обсудить с учителем ход выполнения своего задания и получить советы по его выполнению.

Распространение[править | править вики-текст]

В настоящее время в США по Дальтоновскому методу работает одна школа в Нью-Йорке (Dalton School), основанная Паркхёрст в 1920-х годах. Наибольшее распространение Дальтон-план получил в Нидерландах, где по нему работает около 30 школ, и в Чехии, где его используют несколько школ в Брно. В России Дальтон-план использует, например, московская школа № 1080[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: