Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.
|
|
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации:
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения:
• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания:
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей; постижение красоты всего окружающего.
|
|
Особенности методики:
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей, вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
Авторские педагогические технологии (Вальдорфская педагогика Р. Штайнера, Орф-педагогика, технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой, технология Дальтон-план и др.).
.14. Авторская педагогическая технология C.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
Педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить трет основными каналами движения информации:
• Основной канал — движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику). Существенным обстоятельством является наличие дополнительных управляемых источников информации — книг, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником.
• Канал управляющих воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.
• Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).
Анализ структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:
• оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
• использования возможностей индивидуальности самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
• организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).
О достаточном уровне управления учебным процессом можно говорить лишь тогда, когда в результате учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.
С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии:
• личностный подход в педагогике сотрудничества;
• успех — главное условие развития детей в обучении;
• комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
• предупреждение ошибок, а не работа над ними;
• последовательность, системность содержания учебного материала;
• дифференциация, доступность задания для каждого;
• к полной самостоятельности — постепенно;
|
|
• через знающего ученика учить незнающего.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало но1гутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) теш дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
• предварительное введение первых порций будущих знаний;
• уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий. Он называется пробно-порцио- нальным.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление», представляющий собой, но существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказате:п>ность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
|
|
Наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться.
Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:
◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;
◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;
◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;
◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;
◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;
◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;
◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;
◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;
◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;
◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;
◦ Важно соблюдать четкий режим дня;
◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;
◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;
◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша
едагогика Рудольфа Штайнера
Теоретико-философские положения педагогики Р. Штайнера
Р. Штайнер — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия, рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела, души и духа. Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.
Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство», следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство», далее, до 21 года, — «отрочество и юность».
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
антропоцентризм;
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
гармоничность развития всех составляющих человека;
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;
историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических, ритмов;
эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;
художественность всего обучения.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг в 1939г. в Шотландии учредил школу — деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф — Астория» была открыта первая школа, идею и содержание деятельности которой предложил Р. Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы.
Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.
В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.
Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.
В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.
Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало. Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.
Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.
Как строится урок по орф-педагогике?
Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему. После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум». При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну — дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.
Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.
Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.
Достоинства орф-педагогики
Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
Развитие слуха, восприятия;
Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?
Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, вы можете начать занятия. Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.
Орф-педагогика в домашних условиях
Объявление скрыто.
Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.
Предлагаем вам два примерных урока.
«Звуки стихий»
1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.
2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
«Маша шла»
Маша шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— меняем имя;
— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;
— соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
Метод был предложен американской деятельницей народного образования Хелен Паркхёрст. Своё название он получил, потому что был впервые испробован в школе в городке Дальтон в штате Массачусетс.
Принципы[править | править вики-текст]
Обучение по Дальтон-плану основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Три основных элемента: «дом», задания и лаборатория.
«Дом» это основное место ученика в школе. В доме присутствует «домашний советник», который выполняет роль дополнительного родителя, координируя работу ученика с учителями-предметниками. В некоторых дальтон-школах в «доме» собираются ученики разных возрастов, тем самым моделируется реальное человеческое общество, где есть люди разного возраста. Но «Дом» может соответствовать и обычному учебному классу, а домашний советник — классному руководителю.
Задания даются учащимся для выполнения за определенный срок. Обычно даются месячные задания, которые подразделяются на недельные.
Лаборатория — личные консультации учителей-предметников, на которых каждый ученик может лично обсудить с учителем ход выполнения своего задания и получить советы по его выполнению.
Распространение[править | править вики-текст]
В настоящее время в США по Дальтоновскому методу работает одна школа в Нью-Йорке (Dalton School), основанная Паркхёрст в 1920-х годах. Наибольшее распространение Дальтон-план получил в Нидерландах, где по нему работает около 30 школ, и в Чехии, где его используют несколько школ в Брно. В России Дальтон-план использует, например, московская школа № 1080[1].