Расширение кругозора
Пояснительная записка
В «Программе» содержание раздела «Формирование целостной картины мира» состоит двух составляющих: предметное и социальное окружение, ознакомления с природой.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметное и социальное окружение предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
|
|
Занятия по разделу «Ознакомление с природой» проводятся четыре раза в месяц (1 раз в неделю, примерно 36 раз в год).
Занятия по разделу «Природное окружение. Экологическое воспитание» с детьми шестого года жизни проводятся с сентября по май, четыре раза в месяц (1 раз в неделю, примерно 36 раз в год).
К концу года дети могут
• Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
• Определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.
• Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
• Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость -мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
• Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т. д.
• Проявлять интерес к истории предмета.
• Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
• Раскрывать личностные и деловые качества человека труда.
• Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
• Различать некоторые рода войск.
• Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
• Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.
|
|
• Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
• Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.
• Знать и называть обитателей живого уголка природы; уметь рассказывать о том, как за ними ухаживать.
• Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.
• Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
• Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
• Уметь применять полученные знания на практике.
• Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей.