Образовательная область «Безопасность» Пояснительная записка

Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо соз­дать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая мо­жет быть представлена следующими компонентами:

Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, ма­шины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).

Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, ав­тобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; карти­ны: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пе­шеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двухстороннее движение». Перфокарты A3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе (или стене (из ткани), дорога - машины, лю­ди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алго­ритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный пере­ход».

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: ав-г тобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разре­шено - запрещено», «Дорожное поле».

Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

Содержание образовательного процесса представлено для всех участников образователь­но-воспитательного процесса ДОУ.

Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы
идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве:
справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, об особен­
ностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представ­
ление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской маши­
ны, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транс­
порта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: перехо­
дить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движе­
ние машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двусто­
роннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профес­
сий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют
представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц на­
зывается перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекре­
стке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского
сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают,


называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Под­земный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

• Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжет-но-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образователь­ный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные си­туации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.

Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное уча­стие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, уча­ствуют в праздниках и развлечениях. Знакомят детей с адресом проживания, учат, как безопас­но добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что должен знать ребенок по возрасту о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации.

В конце года ребенок старшей группы может знать:

Низкий уровень: знает, какой транспорт передвигается по дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом, знает, какой транспорт передвигается по автодороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транс­порта. Знаком с работой шофера, машиниста.

• Средний уровень: знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, ма­шины скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «остро­вок безопасности», и имеет представление о его назначении. Знает, в каком городе живет и ка­кой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой.

Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасно­сти», и имеет представление о его назначении; об особенностях движения транспорта на пере­крестке; имеет представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, в каком городе живет, какой адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на доро­гах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет назначение информаци­онно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение за­прещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеет представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт пита­ния», «Пункт медицинской помощи». Имеет представления о назначении поста ГИБДД на до­роге; знает особенности работы сотрудников ГИБДД. Умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

 


















Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

 

Ме­сяц Неде­ля Задачи по ПДД Содержание занятия Совместная деятельность воспитателя и детей
1 2 3 4 5

 

I Закреплять знания и умения по использованию правил до- рожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке

Занятие 1. «Безопасная улица»

Знакомить с правилами пе-

рехода улицы при двустороннем

движении.

Расширять представления об улицах города.

 

Закреплять знания о прави-

лах дорожного движения и о до-

рожных знаках, о назначении

светофора

 

Чтение стихотворения А. До- рохова «Зеленый, желтый, красный». Дидактическая игра «Свето- фор»
II Совершенствовать уме- ния по использованию правил дорожного движения в различ- ных практических ситуациях Ситуация общения «Какой бывает транспорт» (введение в проект). Подвижная игра «Найди свой цвет»
  Закреплять: - назначение дорожных знаков: пешеходного перехода, подземно- го перехода и «Осторожно: дети»; - назначение светофора на доро- ге и всех его цветов в отдель­ности Ситуация общения «Мы в ав- тобусе». Конструирование «Сарайчики и гаражи для своей машины»
IV Расширять представления об улицах города (на улицах есть тротуар, по которому ходят пе- шеходы, и проезжая часть, по которой происходит движе- ние машин; движение машин на дороге может быть односто­ронним и двусторонним). Знакомить с правилами пе­рехода улицы при двустороннем движении Дидактическая игра «Знаки дорожного движения». Сюжетно-ролевая игра «Ав- тобус». Ситуация общения «Какой должна быть безопасная до­рога» (введение в проект). Чтение произведения Я. Пи-шумова «Азбука города»

 

 

1 2 3 4 5
Октябрь I Закреплять знания о видах общественного транспорта. Расширять знания о том, ка­кой транспорт бывает (пасса­жирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины спе­циального назначения) Занятие 2. «Профессия - води­тель» Дать представление о профес­сии водителя. Познакомить с особенно­стями работы водителей различ­ного транспорта. Расширять знания о прави­лах поведения водителей на до­роге Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»
    II Расширять представления о правилах поведения в общест­венном транспорте     Ситуация общения «Внима­ние: дорожный знак». Дидактическая игра «Води­тели»
    III Развивать ориентировку в окружающем и наблюдатель­ность за движением машин и работой водителя     Игровая ситуация «Помоги Самоделкину перейти дорогу»
    IV Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Дать представление о таком специализированном транспор­те, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка     Чтение стихотворений Я. Пушунова (про транспорт). Презентация проекта (вы­ставка детских работ)
Ноябрь I Дать представление о специа­лизированном транспорте: «Скорая помощь», «Патрульная машина», «Пожарная машина» Занятие 3. «Правила пешехода» Расширять знания о прави­лах пешеходов на дороге (про­езжей части) и на тротуаре. Закреплять: - знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «перехрд»; Конструирование «Наша улица». Ситуация общения «Что оз­начают цвета светофора»
    II Расширять знания о перекре­стке и особенностях движения машин на пересечении дорог     Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Подвижная игра «По дороге»

 

 

1 2 3 4 5
  Ш Знакомить с дорожной гра­мотой. Формировать знания о на­значении информационно-указательных знаков: «Пеше­ходный переход», «Подземный переход», «Место остановки ав­тобуса», «Перекресток», «Место стоянки» - закреплять представления о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещаю­щими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велоси­педное движение запрещено» Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная ис­тория»
    IV Формировать знанияотру-де водителей различного вида транспорта и о правилах поведе­ния водителей на дороге. Продолжать работу по озна­комлению с правилами безопас­ного поведения на улицах города. Дать представления о запре­щающих знаках: «Пешеходное движение запрещено», «Велоси­педное движение запрещено»     Игровая ситуация «Как пра­вильно перейти проезжую часть». Режиссерская игра «Сказоч­ные герои на дороге»
Декабрь I Расширять знания о прави­лах для пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Закрепить знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «пере­ход» Занятие 4. «Пост ГАИ в моем микрорайоне» Дать представление о назначе­нии поста ГАИ на дороге. Познакомить сособенно-стями работы сотрудников ГАИ. Закреплять правила дорож­ного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона Ситуация общения «Мой лю­бимый вид транспорта». Чтение стихотворения В. Кожевникова «Светофор»
    Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»     Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите -постовой». Конструирование «Трамвай»

 

 

1 2 3 4 5
  III Продолжать работу по озна­комлению с правилами безопас­ного поведения на улицах города. Знакомить с работой сотруд­ников ГАИ   Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте». Игровая ситуация «Я еду в транспорте». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете»
    IV Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов     Ситуация общения «Каким должен быть водитель». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»
Январь I Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюда­тельность за движением машин по зимней дороге Занятие 5. «Моя дорожная гра­мота» Закреплять знания об инфор­мационно-указательных и за­прещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначе­нии предупреждающих дорож­ных знаков, адресованных води­телям. Учить различать информаци­онно-указательные, запрещаю­щие и предупреждающие знаки Рассматривание картин, изо­бражающих дорожное движе­ние в зимний период. Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик»
    II Знакомить с дорожной гра­мотой. Формировать знания о назна­чении информационно-указатель­ных знаков: «Пешеходный пере­ход», «Подземный переход», «Ме­сто остановки автобуса», «Пере­кресток», «Место стоянки»     Чтение стихотворения А. Усачева «Футбольный мяч». Дидактическая игра «Дорож­ные знаки»
    III Расширять знания о назначе­нии предупреждающих дорож­ных знаков, адресованных води­телям «Пешеходный переход», «Осторожно: дети», «Двусто­роннее движение»,     Дидактическая игра «Прави­ла дорожного движения»

 



 

 

1 2 3 4 5
    «Железнодорожный переезд»    
  IV Знакомить с подземным транспортом «метро», его осо­бенностями и правилами пове­дения в нем пассажиров     Чтение стихотворения В. И. Мирясова (стихи про транспорт). Игровая ситуация «Кто са­мый грамотный пешеход»
Февраль I Совершенствовать знания «дорожной грамоты» в практи­ческих и игровых ситуациях Занятие 6. «Путешествие на метро» Знакомить с подземным транспортом «метро», его осо­бенностями и правилами пове­дения в нем пассажиров. Продолжать работу по озна­комлению с дорожными знаками и правилами безопасного дви­жения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Учить использовать свои зна­ния правил дорожного движения на практике Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Дидактическая игра «Путе­шествие по городу»
    II Знакомить с подземным транспортом «метро», его осо­бенностями и правилами пове­дения в нем пассажиров     Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофор- чик»
    III Знакомить с предписываю­щими знаками: «Движение толь­ко прямо» и «Обязательное дви­жение транспорта только в опре­деленном направлении»     Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Конструирование «Улица го­рода»
    IV Продолжать работу по озна­комлению с правилами безопас­ного поведения на улицах города     Ситуация общения по карти­не «Улица города». Сюжетно-ролевая игра «Пе­шеходы и водители»
Март I Учить использовать знания правил дорожного движения на практике (используя макет микрорайона) Занятие 7. «Знаки сервиса» Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автоза­правочная станция», «Пункт технического обслуживания», Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Ситуация общения «Как ма­шины людям помогают»
    II Формировать представле­ния о безопасном пути от дома к детскому саду     Режиссерская игра «Приклю­чение сказочных героев в го­роде»

 

 

1 2 3 4 5
Март ш Знакомить с правилами ка­тания на велосипеде «Пункт питания», «Пункт меди­цинской помощи» Прогулка детей к перекрестку. Ситуация общения «Что та­кое перекресток»
    IV Знакомить с работой сотруд­ников ГАИ. Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автоза­правочная станция», «Пункт технического обслуживания». Закрепить знания о назначе­нии знаков «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»     Игровые ситуации «Кто са­мый лучший пешеход». Чтение стихотворений о до­рожных знаках
Апрель I Расширять знания об осо­бенностях движения транспорта на перекрестке Занятие 8. «Опасный перекре­сток» Расширять знания об осо­бенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регули­руемом перекрестке» и о работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пе­шеходов и машин с помощью трехцветного светофора -------------------------------------- •---------------- Дидактическая игра «Путе­шествие по городу»
    II Расширять представления о назначении светофора для во­дителей и пешеходов     Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песня». Подвижная игра «Путешест­вие на машинах»
    III Познакомить с особенно­стями работы трехцветного све­тофора     Ситуация общения «Как я иду в детский сад»
    IV Дать представление о «регули­руемом перекрестке» и о работе регулировщика     Подвижные игры (катание на велосипеде). Ситуация общения «Как пра­вильно кататься на велосипеде». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге»

 

 

1 2 3 4 5
Май I Продолжать работу по за­креплению знаний о правилах безопасного поведения на ули­цах города Занятие 9. «Кто самый грамот­ный» (на транспортной площад­ке) Закреплять знания ориентироваться на дороге, ис­пользуя правила дорожного движения для пешеходов и во­дителей в различных практиче­ских ситуациях Ситуация общения «Мы на улице»
    II Развивать ориентировку в окружающем и наблюдатель­ность за движением машин по проезжей части города     Игровые ситуации на транс­портной площадке «Как я знаю правила дорожного дви­жения»
    III Совершенствовать уме­ния по использованию правил дорожного движения в различ­ных практических ситуациях, используя макеты     Дидактическая игра «Прави­ла поведения»
    IV Закреплять знания о прави­лах дорожного движения, пред­писанных пешеходам, пассажи­рам различных видов транспорта и водителям транспорта в игро­вых ситуациях на транспортной площадке     Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке (ситуации). Сочиняем старые сказки на новый лад

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Пояснительная записка

На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, вы­носливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неуда­чам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).

В старшей группе проводятся 3 физкультурных занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Одно из них организуется на прогулке.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: