Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
• Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
• Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двухстороннее движение». Перфокарты A3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе (или стене (из ткани), дорога - машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».
|
|
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: ав-г тобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.
• Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».
• Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательного процесса представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
• Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы
идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве:
справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, об особен
ностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представ
ление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской маши
ны, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транс
порта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: перехо
дить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движе
ние машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двусто
роннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профес
сий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют
представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц на
зывается перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекре
стке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского
сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают,
|
|
называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
• Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжет-но-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.
• Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят детей с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что должен знать ребенок по возрасту о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации.
В конце года ребенок старшей группы может знать:
• Низкий уровень: знает, какой транспорт передвигается по дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом, знает, какой транспорт передвигается по автодороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста.
• Средний уровень: знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой.
|
|
• Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление о его назначении; об особенностях движения транспорта на перекрестке; имеет представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, в каком городе живет, какой адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеет представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». Имеет представления о назначении поста ГИБДД на дороге; знает особенности работы сотрудников ГИБДД. Умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
Месяц | Неделя | Задачи по ПДД | Содержание занятия | Совместная деятельность воспитателя и детей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| I | Закреплять знания и умения по использованию правил до- рожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке | Занятие 1. «Безопасная улица» Знакомить с правилами пе- рехода улицы при двустороннем движении. Расширять представления об улицах города.
Закреплять знания о прави- лах дорожного движения и о до- рожных знаках, о назначении светофора
| Чтение стихотворения А. До- рохова «Зеленый, желтый, красный». Дидактическая игра «Свето- фор» |
II | Совершенствовать уме- ния по использованию правил дорожного движения в различ- ных практических ситуациях | Ситуация общения «Какой бывает транспорт» (введение в проект). Подвижная игра «Найди свой цвет» | ||
Закреплять: - назначение дорожных знаков: пешеходного перехода, подземно- го перехода и «Осторожно: дети»; - назначение светофора на доро- ге и всех его цветов в отдельности | Ситуация общения «Мы в ав- тобусе». Конструирование «Сарайчики и гаражи для своей машины» | |||
IV | Расширять представления об улицах города (на улицах есть тротуар, по которому ходят пе- шеходы, и проезжая часть, по которой происходит движе- ние машин; движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним). Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении | Дидактическая игра «Знаки дорожного движения». Сюжетно-ролевая игра «Ав- тобус». Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога» (введение в проект). Чтение произведения Я. Пи-шумова «Азбука города» |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь | I | Закреплять знания о видах общественного транспорта. Расширять знания о том, какой транспорт бывает (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения) | Занятие 2. «Профессия - водитель» Дать представление о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге | Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка» |
II | Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте | Ситуация общения «Внимание: дорожный знак». Дидактическая игра «Водители» | ||
III | Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движением машин и работой водителя | Игровая ситуация «Помоги Самоделкину перейти дорогу» | ||
IV | Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Дать представление о таком специализированном транспорте, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка | Чтение стихотворений Я. Пушунова (про транспорт). Презентация проекта (выставка детских работ) | ||
Ноябрь | I | Дать представление о специализированном транспорте: «Скорая помощь», «Патрульная машина», «Пожарная машина» | Занятие 3. «Правила пешехода» Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Закреплять: - знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «перехрд»; | Конструирование «Наша улица». Ситуация общения «Что означают цвета светофора» |
II | Расширять знания о перекрестке и особенностях движения машин на пересечении дорог | Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Подвижная игра «По дороге» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ш | Знакомить с дорожной грамотой. Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки» | - закреплять представления о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено» | Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история» | |
IV | Формировать знанияотру-де водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге. Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города. Дать представления о запрещающих знаках: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено» | Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть». Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге» | ||
Декабрь | I | Расширять знания о правилах для пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Закрепить знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход» | Занятие 4. «Пост ГАИ в моем микрорайоне» Дать представление о назначении поста ГАИ на дороге. Познакомить сособенно-стями работы сотрудников ГАИ. Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона | Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта». Чтение стихотворения В. Кожевникова «Светофор» |
Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности» | Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите -постовой». Конструирование «Трамвай» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III | Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города. Знакомить с работой сотрудников ГАИ | Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте». Игровая ситуация «Я еду в транспорте». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете» | ||
IV | Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов | Ситуация общения «Каким должен быть водитель». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» | ||
Январь | I | Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюдательность за движением машин по зимней дороге | Занятие 5. «Моя дорожная грамота» Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик» |
II | Знакомить с дорожной грамотой. Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки» | Чтение стихотворения А. Усачева «Футбольный мяч». Дидактическая игра «Дорожные знаки» | ||
III | Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям «Пешеходный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение», | Дидактическая игра «Правила дорожного движения» | ||
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Железнодорожный переезд» | ||||
IV | Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров | Чтение стихотворения В. И. Мирясова (стихи про транспорт). Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход» | ||
Февраль | I | Совершенствовать знания «дорожной грамоты» в практических и игровых ситуациях | Занятие 6. «Путешествие на метро» Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров. Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике | Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Дидактическая игра «Путешествие по городу» |
II | Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров | Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофор- чик» | ||
III | Знакомить с предписывающими знаками: «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении» | Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Конструирование «Улица города» | ||
IV | Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города | Ситуация общения по картине «Улица города». Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» | ||
Март | I | Учить использовать знания правил дорожного движения на практике (используя макет микрорайона) | Занятие 7. «Знаки сервиса» Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», | Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Ситуация общения «Как машины людям помогают» |
II | Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду | Режиссерская игра «Приключение сказочных героев в городе» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Март | ш | Знакомить с правилами катания на велосипеде | «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» | Прогулка детей к перекрестку. Ситуация общения «Что такое перекресток» |
IV | Знакомить с работой сотрудников ГАИ. Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания». Закрепить знания о назначении знаков «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» | Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход». Чтение стихотворений о дорожных знаках | ||
Апрель | I | Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке | Занятие 8. «Опасный перекресток» Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора -------------------------------------- •---------------- | Дидактическая игра «Путешествие по городу» |
II | Расширять представления о назначении светофора для водителей и пешеходов | Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песня». Подвижная игра «Путешествие на машинах» | ||
III | Познакомить с особенностями работы трехцветного светофора | Ситуация общения «Как я иду в детский сад» | ||
IV | Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика | Подвижные игры (катание на велосипеде). Ситуация общения «Как правильно кататься на велосипеде». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Май | I | Продолжать работу по закреплению знаний о правилах безопасного поведения на улицах города | Занятие 9. «Кто самый грамотный» (на транспортной площадке) Закреплять знания ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях | Ситуация общения «Мы на улице» |
II | Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движением машин по проезжей части города | Игровые ситуации на транспортной площадке «Как я знаю правила дорожного движения» | ||
III | Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях, используя макеты | Дидактическая игра «Правила поведения» | ||
IV | Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке | Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке (ситуации). Сочиняем старые сказки на новый лад |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Пояснительная записка
На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).
В старшей группе проводятся 3 физкультурных занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Одно из них организуется на прогулке.