Нормативные правовые акты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Крымский филиал

 

Кафедра теории и истории права и государства

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По учебной дисциплине «Правоохранительные органы»

Cеминар № 1

Тема 2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации

1. Вопросы на семинар:

1. Понятие судебной власти и ее основные признаки. Соотношение судебной власти с другими органами государственной власти.

2. Понятие правосудия и его признаки.

3. Суд как орган судебной власти.

4. Понятие и система принципов правосудия, их общая характеристика.

5. Судебная система Российской Федерации: понятие, признаки, ее структура.

6. Звено судебной системы. Судебные инстанции.

7. Принципы правосудия: понятие, система, характеристика.

2. Терминологический диктант:

судебная власть, правосудие, судебная система, судопроизводство, судебное звено, судебная инстанция.

 

3. Разноуровневые задания:

1. Найдите в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе в РФ» статьи, в которых закреплены признаки судебной власти и признаки правосудия.

2. Заполните таблицу принципов правосудия

принцип нпа содержание гарантии
       

3. Проанализируйте соотношение понятий «правосудие», «судебная власть», «судоустройство», «судопроизводство».

4. Начертите схему судебной системы Российской Федерации. Укажите в качестве каких судебных инстанций действует каждый судебный орган.

5. Заполните таблицу принципов правосудия

принцип нпа содержание гарантии
       

 

4. Задачи:

1. Районный судья рассматривал гражданское дело о признании недостойным наследником. Истица в судебном заседании заявила ходатайство об отложении дела для заключения договора с адвокатом об оказании ей квалифицированной юридической помощи. Ответчик возражал против отложения дела, т.к. у него нет средств, чтобы иметь в процессе адвоката в качестве представителя. Кроме того ответчик считает, что если истец будет иметь представителя, а он - нет, то это следует рассматривать как нарушение конституционного принципа состязательность и равноправия сторон. Судья отказал в удовлетворении ходатайства истца, мотивируя отказ тем, что отложение производства по делу нарушает принцип равенства сторон в гражданском деле и процесс будет несправедливым по отношению к ответчику. 1. Правильно ли поступил судья? Выскажите свои суждения относительно правовой позиции сторон и определения судьи с точки зрения принципов правосудия. 2. Раскройте содержание принципа состязательности и равноправия сторон при отправлении правосудия. 3. В каких нормативных актах закреплен данный принцип правосудия?

2. Суд рассматривал уголовное дело в закрытом судебном заседании. По окончании судебного заседания судья объявил, что суд не будет оглашать приговор по той причине, что слушание проходило при закрытых дверях. При этом осужденному приговор будет направлен сразу же, как только он будет изготовлен в печатном виде. 1. Правильно ли поступил суд? 2. О каких принципах правосудия идет речь в данной ситуации? Раскройте их суть 3. В каких случаях суд рассматривает дело в закрытом судебном заседании? 4. Как оглашается решение или приговор суда, если суд рассматривал дело в закрытом судебном заседании?

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

    Конституция Российской Федерации ст. 10, 11, 46 – 52, 118 – 128.

     Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1 (ст. 7 – 10).

       Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

        Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ст.ст. 7-19).

Основная

       Правоохранительные и судебные органы в России. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. – 3 изд. перераб. и доп. – М.: РГУП. 2015.◘

       Суд и правоохранительные органы: учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014.◘

Дополнительная

Миронов Р. Г. Правоохранительные органы: учеб. пособие / Р.Г. Миронов. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 256 с. / http://znanium.com

Правоохранительные органы в схемах: учебное пособие / Г.В. Станкевич, К.С. Григорова, С.М. Акопов. — Москва: Проспект, 2016. — 80 с. / www.book.ru

Правоохранительные органы Российской Федерации. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Свердюков. — Москва: Проспект, 2016. — 192 с. / www.book.ru

 

Семинар № 2

Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации

 

1. Вопросы на семинар:

1. Место и роль Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ.

2. Состав Конституционного Суда РФ.         

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Статус судьи Конституционного Суда РФ.

2. Реферат: Становление и развитие органов конституционного контроля в международной практике.

3. Разноуровневые задания:

1. На основе Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»:

- выделите объекты конституционного контроля;

- назовите стороны конституционного судопроизводства.

 

2. Конституционный Суд РФ постановил, что будет проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, без проведения слушания. 1. Объясните, что означает в данном случае "без проведения слушания"? 2. В каких случаях суд вправе рассматривать жалобу без проведения слушания?

 

3. Найдите на сайте Конституционного Суда Российской Федерации в разделе "Решения Конституционного Суда Российской Федерации" постановление Конституционного Суда Российской Федерации по любому вопросу и прочитайте его. Выделите: а) какие субъекты обратились в Конституционный Суд РФ, б) форма обращения в) что явилось объектом конституционного контроля, г) почему, по мнению субъекта, обратившегося в суд, правовая норма противоречит Конституции РФ, д) какое решение постановил Конституционный Суд РФ. Изложите систему аргументов КС РФ в обоснование такого решения, е) какое полномочие осуществил КС РФ.

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

       Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

       Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13.

Основная

     Правоохранительные и судебные органы в России. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. – 3 изд. перераб. и доп. – М.: РГУП. 2015.◘

       Суд и правоохранительные органы: учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014.◘

Дополнительная

Миронов Р. Г. Правоохранительные органы: учеб. пособие / Р.Г. Миронов. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 256 с. / http://znanium.com

Правоохранительные органы в схемах: учебное пособие / Г.В. Станкевич, К.С. Григорова, С.М. Акопов. — Москва: Проспект, 2016. — 80 с. / www.book.ru

Правоохранительные органы Российской Федерации. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Свердюков. — Москва: Проспект, 2016. — 192 с. / www.book.ru

Кайнов В.И. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кайнов В.И., Сафаров Р.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18183

       Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: Проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. № 9. С.126.

       Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации // Государство и право,1996. № 1. С. 41-42.

Семинар № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: