Система социальных показателей прежде всего должна быть ориентирована на предметную деятельность учреждений социальной сферы. При этом количество таких показателей нужно ограничить, а сами показатели должны:
· содержать данные по всему учреждению в целом и по подразделениям в частности;
· быть динамичными и перспективными (для сопоставления данных за ряд лет);
· заранее предупреждать о негативных тенденциях.
Показатели необходимо выбирать так, чтобы они обеспечивали:
· сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
· выявление причин и виновников отклонений;
· определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности организации;
· анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.
Обычно в качестве показателей принимают критерии, которые отражают соблюдение:
· принципов социального обслуживания;
· принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
|
|
· прав граждан на социальное обслуживание;
· прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания;
· прав граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Кроме большой группы “правовых” критериев, в качестве показателей используют:
· критерии оценки системы качества учреждений социального обслуживания;
· показатели качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
· критерии, отражающие эффективность, результативность форм социального обслуживания;
· ресурсное обеспечение социального обслуживания.
Значение показателей должны быть ориентированы на:
· данные государственной статистики;
· сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслуживания;
· данные внутреннего аудита: эффективность организации системы качества учреждений социального обслуживания и эффективность форм социального обслуживания населения;
· социологические методы исследования и т. п.
Наиболее часто для оценки показателей по своей значимости вводятся баллы. Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Так, например, баллы ориентируют руководителей учреждений социального обслуживания на избирательное восприятие результатов деятельности учреждений, которые “выгодны” для оценки эффективности по принципу: там, где выше балл – там больше усилий.
Но наиболее объективно судить о стабильной деятельности бюджетного учреждения по каждому из видов и форм социального обслуживания населения лучше всего на основании усредненного показателя по различным направлениям его деятельности. Такой усредненный показатель определяется произведением полученных относительных показателей.
|
|
В результате использования усредненного показателя будет “выигрывать” то учреждение, которое будет иметь:
· значения показателей, наиболее близкие к 1;
· минимальное отклонение между максимальным и минимальным значением показателей.
В табл. 5 приведен пример расчета таких показателей.
Таблица 5
Расчет среднего значения социального показателя эффективности деятельности учреждения
Учреждения социального обслуживания | Социальные показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания | Среднее значение социального показателя эффективности деятельности учреждения (П1 × П2 × П3) | Максимальное отклонение (разница между максимальным и минимальным значением показателей П1, П2, П3) | Занимаемое место | ||||
П1 | П2 | П3 | ||||||
Учреждение 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | ||
Учреждение 2 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,504 | 0,2 | 4 | ||
Учреждение 3 | 0,9 | 0,9 | 0,5 | 0,405 | 0,4 | 6 | ||
Учреждение 4 | 0,84 | 0,81 | 0,85 | 0,57834 | 0,04 | 3 | ||
Учреждение 5 | 0,65 | 0,78 | 0,82 | 0,41574 | 0,17 | 5 | ||
Учреждение 6 | 0,7 | 0,6 | 0,9 | 0,378 | 0,3 | 7 | ||
Учреждение 7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,729 | 0 | 2 | ||
Исходя из данных таблицы, учреждение 1 и 7 занимают соответственно первое и второе место при выявлении учреждений, которые наиболее эффективно осуществляют свою социальную деятельность. “Призовые” места им удалось занять благодаря наиболее высоким значениям показателей эффективности и минимальной разнице между максимальным и минимальным значением этих показателей.
Итоговый результат деятельности учреждений
Очевидно, что эффективность деятельности бюджетного учреждения не ограничивается только его социальной деятельностью. Оценка эффективности деятельности учреждений социального обслуживания должна отражать многообразие сфер их деятельности. В этой связи можно выделить три системы показателей:
· оценку организации системы качества;
· оценку качества предоставляемых услуг;
· оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений социального обслуживания.
Внутри каждой из указанных систем можно определять разное количество показателей и их сочетание. Содержание системы зависит от социально-экономической ситуации в регионе, проводимой органами государственной власти политики, целей и задач, которые они ставят перед учреждениями.
Например, исходя из занимаемых учреждениями мест (см. табл. 5), итоговый результат деятельности учреждений может быть представлен в виде суммы баллов по разным направлениям деятельности бюджетного учреждения (табл. 6).
Таблица 6