Требования к системе показателей

Система социальных показателей прежде всего должна быть ориентирована на предметную деятельность учреждений социальной сферы. При этом количест­во таких показателей нужно ограничить, а сами показатели должны:

· содержать данные по всему учреждению в целом и по подразделениям в частности;

· быть динамичными и перспективными (для сопоставления данных за ряд лет);

· заранее предупреждать о негативных тенденциях.

Показатели необходимо выбирать так, чтобы они обеспечивали:

· сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления от­клонений;

· выявление причин и виновников отклонений;

· определение зависимости между полученными отклонениями и конечны­ми результатами деятельности организации;

· анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.

Обычно в качестве показателей принимают критерии, которые отражают со­блюдение:

· принципов социального обслуживания;

· принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан по­жилого возраста и инвалидов;

· прав граждан на социальное обслуживание;

· прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального об­служивания;

· прав граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стацио­нарных учреждениях социального обслуживания.

Кроме большой группы “правовых” критериев, в качестве показателей используют:

· критерии оценки системы качества учреждений социального обслужи­вания;

· показатели качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;

· критерии, отражающие эффективность, результативность форм социаль­ного обслуживания;

· ресурсное обеспечение социального обслуживания.

Значение показателей должны быть ориентированы на:

· данные государственной статистики;

· сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслужи­вания;

· данные внутреннего аудита: эффективность организации системы качест­ва учреждений социального обслуживания и эффективность форм соци­ального обслуживания населения;

· социологические методы исследования и т. п.

Наиболее часто для оценки показателей по своей значимости вводятся баллы. Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Так, например, баллы ориентируют руководителей учреждений социального обслуживания на избирательное восприятие результатов деятельности учреждений, которые “вы­годны” для оценки эффективности по принципу: там, где выше балл – там боль­ше усилий.

Но наиболее объективно судить о стабильной деятельности бюджетного учреждения по каждому из видов и форм социального обслуживания населения луч­ше всего на основании усредненного показателя по различным направлениям его деятельности. Такой усредненный показатель определяется произведением полученных относительных показателей.

В результате использования усредненного показателя будет “выигрывать” то уч­реждение, которое будет иметь:

· значения показателей, наиболее близкие к 1;

· минимальное отклонение между максимальным и минимальным значени­ем показателей.

В табл. 5 приведен пример расчета таких показателей.

Таблица 5

Расчет среднего значения социального показателя эффективности деятельности учреждения

Учреждения социального обслужива­ния

Социальные показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания

Среднее значение социального показателя эффективности деятельности учреждения (П1 × П2 × П3)

Максимальное отклонение (разница между максимальным и минимальным значением показателей П1, П2, П3)

Занимаемое место

П1

П2

П3

Учреждение 1

1

1

1 1 0 1
Учреждение 2

0,8

0,9

0,7 0,504 0,2 4
Учреждение 3

0,9

0,9

0,5 0,405 0,4 6
Учреждение 4

0,84

0,81

0,85 0,57834 0,04 3
Учреждение 5

0,65

0,78

0,82 0,41574 0,17 5
Учреждение 6

0,7

0,6

0,9 0,378 0,3 7
Учреждение 7

0,9

0,9

0,9 0,729 0 2
                 

Исходя из данных таблицы, учреждение 1 и 7 занимают соответственно первое и второе место при выявлении учреждений, которые наиболее эффективно осу­ществляют свою социальную деятельность. “Призовые” места им удалось занять благодаря наиболее высоким значениям показателей эффективности и мини­мальной разнице между максимальным и минимальным значением этих показа­телей.

Итоговый результат деятельности учреждений

Очевидно, что эффективность деятельности бюджетного учреждения не огра­ничивается только его социальной деятельностью. Оценка эффективности дея­тельности учреждений социального обслуживания должна отражать многооб­разие сфер их деятельности. В этой связи можно выделить три системы показателей:

· оценку организации системы качества;

· оценку качества предоставляемых услуг;

· оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности учрежде­ний социального обслуживания.

Внутри каждой из указанных систем можно определять разное количество по­казателей и их сочетание. Содержание системы зависит от социально-экономи­ческой ситуации в регионе, проводимой органами государственной власти по­литики, целей и задач, которые они ставят перед учреждениями.

Например, исходя из занимаемых учреждениями мест (см. табл. 5), итоговый ре­зультат деятельности учреждений может быть представлен в виде суммы бал­лов по разным направлениям деятельности бюджетного учреждения (табл. 6).

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: