Смазывание подшипников вала червяка червячного редуктора с нижним расположением червяка наиболее просто осуществляется разбрызгиванием масла (масляным туманом). Масло попадает в подшипники непосредственно, при этом желательно, чтобы уровень масла доходил до центра нижнего тела качения. Возможна смазка подшипников стекающим по стенкам редуктора маслом через маслособирательные желобки. Для сохранения в подшипнике небольшого запаса масла полезно предусматривать козырьки.
При окружной скорости червяка свыше 3 м/сек желательно закрывать подшипники шайбой от чрезмерно большого поступления масла, а в корпусе предусмотреть канал для слива излишков масла в картер.
Если подшипники располагаются высоко над уровнем масла и смазывание разбрызгиванием невозможно из-за малых окружных скоростей, применяют пластичную смазку, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87. При этом виде смазки в подшипниковых узлах предусматривают некоторое пространство для заполнения смазкой (примерно 1/4 ширины подшипника) и маслоудерживающие шайбы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет работы. Смену смазочного материала производят при ремонте.
|
|
Пример выполнения расчетов при проектировании червячной передачи
Исходные данные для проектирования
· Вращающий момент на колесе 1920 Н∙м;
· Частота вращения колеса =20,1 об/мин;
· Передаточное число =40;
· Время работы передачи (ресурс) =18000 ч;
· Условия работы:
o Передача с нижним расположением червяка;
o Реверсивность, средние динамические нагрузки;
o Требования к компактности – средние;
o Мелкосерийное производство.
Предварительные расчеты
5.2.1 Предварительная скорость скольжения:
м/сек.