1. Сколько неупорядоченных пар взаимно простых чисел среди 2,3,...,30?
Решение: если воспользоваться функцией Эйлера φ(n)φ(n). Для её вычисления имеется формула, а сама она показывает количество чисел списка 11, 22,..., nn, взаимно простых с nn.
Удобно временно добавить единицу, и просуммировать значения φ(2)+φ(3)+…+φ(30)φ(2)+φ(3)+….+φ(30), вычитая в конце 29, так как пары с единицей мы не берём. Вместо формулы можно опираться на свойства: для простых чисел pp получается φ(p)=p−1φ(p)=p−1, и эти данные можно сразу внести в таблицу. Для степеней простых выполняется равенство φ(pk)=pk−pk−1φ(pk)=pk−pk−1, так как из общего количества надо вычесть количество чисел, делящихся на pp. Теперь вносим данные для степеней 2, 3 и 5.
Для остальных чисел пользуемся свойством мультипликативности функции: если nn разложить в произведение степеней простых, то φ(n)φ(n) будет равно произведению значений функции от этих сомножителей. Далее всё складываем, вычитаем 29, и получаем ответ.
2. Какое наибольшее число простых чисел может быть среди 15 последовательных натуральных чисел, больших 2?
|
|
Решение
Очевидно, простые числа нужно искать среди нечетных. Из 15 последовательных натуральных чисел имеется 7 или 8 нечетных. Среди любых трех последовательных нечетных чисел ровно одно делится на 3 (докажите!), поэтому среди 7 или 8 последовательных нечетных натуральных чисел имеются 2 или 3 числа, делящихся на 3. Если их отбросить, то останется 5 или 6 нечетных чисел. Нужно еще убедиться, что 6 простых чисел возможны. Например, если взять такие 15 последовательных натуральных чисел: 3,4, 5, 6,...,17, то среди них 6 простых: 3,5,7,11,13,17.
3. Найдите все натуральные a, при которых число а2 – 10 a + 21 простое.
Решение
Разложим этот квадратный трехчлен на линейные множители: а2 – 10 a + 21=(а-3)(а-7) Отсюда видно, что данное число, вообще говоря, составное. Когда один из множителей равен 1, а другой — простому числу или когда один из них равен — 1, а другой равен — р, где число р — простое. Переберем все случаи.
1)Пусть а-3= 1. Тогда а = 4, откуда а -7 = -3. Получилось, что число а2 – 10а + 21 отрицательно. Значит, этот случай невозможен.
2)Пусть а-7= 1. Тогда а = 8, а - 3 = 5, где 5 — число простое. Следовательно, значение а = 8 удовлетворяет требованию задачи.
3) Положим а — 3 = — 1. В этом случае а = 2, а — 7 = — 5. Так как число 5 — простое, то значение а = 2 также подходит.
4) Пусть а- 7 = -1. Тогда а = 6, а — 3 = 3. Поскольку здесь (а — 3)(а — 7) < 0, то этот случай невозможен. Ответ: 8,2.
Вывод: в процессе выполнения лабораторной работы были изучены алгоритмы решения задачи коммивояжера и P-сложных задач. Получены навыки работы с P и NP-трудными задачами.