5.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)
Целями первой учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, а также приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности.
Задачами первой учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) являются:
Ø закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
Ø освоение приемов и методов восприятия, обобщения и анализа информации в области профессиональной деятельности;
Ø изучение основных практических навыков в будущей профессиональной деятельности;
Ø подготовка по рабочей профессии с получением рабочей профессии «Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ»;
Ø ознакомление с буровой организацией, задачами, функционированием и технологическим оснащением основных звеньев этого производства.
|
|
5.2. МЕСТО ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ) В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Учебная практика является одним из важнейших блоков структуры основной образовательной программы (ОП) бакалавриата. Блок 2 ОП «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Освоение практического учебного материала позволит подготовить обучающегося для успешного прохождения производственных практик на производственных и проектных организациях, в ходе последующих занятий. Обучающимся предоставляется возможность пройти подготовку по рабочей профессии с получением квалификации «Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ».
5.3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)
Для успешного прохождения учебной практики обучающийся должен знать базовые дисциплины, изучаемые на 1-ом курсе, основы техники безопасности и уметь воспринимать профессиональную информацию.
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);
- способностью применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-1);
- способностью выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8).
|
|
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства (ОК-6,ПК-1,8);
- современные проблемы охраны недр и окружающей среды (ОК-6,ПК-1,8);
- основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и экологической безопасности (ОК-6,ПК-1,8);
- нормативно-технические документы, действующие в данной сфере (ОК-6,ПК-1,8);
- правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ОК-6,ПК-1,8).
уметь:
- описать организацию нефтегазового производства, задачи, функции и технологическое оснащение основных звеньев производства (ОК-6,ПК-1,8);
владеть:
- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин (ОК-6,ПК-1,8);
- техническими методами и средствами защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов (ОК-6,ПК-1,8).
5.4. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)
Срок проведения практики – 2 недели в декабре после окончания первого семестра первого года обучения.
Практика проводится в учебных и лабораторных аудиториях, в компьютеризированных классах Института нефти и газа им. М.С. Гуцериева, располагающих действующим технологическим оборудованием, обеспечивающим наглядность процесса строительства скважин. Так же в рамках практики организуются экскурсии на предприятия для ознакомления с циклами строительства и эксплуатации скважин: геологией, геофизикой, бурением нефтяных и газовых скважин, добычей, подготовкой, транспортом нефти и газа.
5.5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)
Общая трудоемкость учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов (СРС) и трудоемкость (час) | Формы текущего контроля | ||
1 | Подготовительный этап, инструктаж по технике безопасности. Заполнение индивидуальной книжки по практике. | Инструктаж | 4 | опрос | |
2 | Учебный этап: изучение способов бурения, конструкции скважины, цикла строительства, буровых установок и оборудования. Заполнение индивидуальной книжки по практике. | Семинар СРС | 6 20 | зачет | |
3 | Учебный этап: знакомство с трудовыми функциями полученной рабочей специальности в процессе строительства скважин. Заполнение индивидуальной книжки по практике | Семинар СРС | 6 20 | опрос | |
4 | Экскурсии на нефтегазовые предприятия с целью ознакомления с функциями производств нефтегазовой отрасли: геологией, геофизикой, бурением нефтяных и газовых скважин, добычей, подготовкой, транспортом нефти и газа. Заполнение индивидуальной книжки по практике | Экскурсии СРС | 20 20 | зачет | |
5 | Подготовка отчета по практике | СРС | 10 |
| |
7 | Аттестационный этап, собеседование по результатам практики и сдача зачета. | Собеседование | 2 | зачет | |
Итого: | 108 |
| |||
5.6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Промежуточная аттестация по итогам учебной практики проводится в форме собеседования по результатам практики. Видом промежуточной аттестации является зачет.
Обучающийся вместе с научным руководителем от кафедры регулярно обсуждает ход выполнения технических заданий, а также итоги практики и собранные материалы. Обучающийся пишет отчет о практике, который включает в себя сведения о выполненной работе. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы с целью проверки его знаний, относящихся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины, например:
|
|
1. Способы бурения скважин (ПК-1,8).
2. Классификация буровых установок (ПК-1,8).
3. Методы монтажа буровых установок (ПК-1,8).
4. Схемы расположения бурового оборудования (ПК-1,8).
5. Параметры буровых вышек (ПК-1,8).
6. Назначение и технические характеристики ротора, вертлюга, буровых насосов (ПК-1,8).
7. Технические характеристики элементов талевой оснастки (ПК-1,8).
8. Принцип работы и технические характеристики элементов циркуляционной системы (ПК-1,8).
9. Тип привода буровой установки (ПК-1,8).
5.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) базируется на знаниях, умениях и навыках по дисциплинам, изученным в процессе обучения за первый семестр.
В соответствии с целями и задачами практик учебные практики предназначены для ознакомления в производственных условиях с технологическими процессами, с буровым оборудованием, с технологией строительства скважин, знакомство с организацией производства, управления, организацией охраны труда и промышленной безопасности в объеме пройденного курса «Основы нефтегазового дела».
Формами проведения практики могут быть:
- самостоятельная работа обучающихся с библиотечным фондом и Интернет - ресурсами для подготовки отчета по практике;
- ознакомительные экскурсии на предприятия по всей цепочке производств нефтегазовой отрасли: геологией, геофизикой, бурением нефтяных и газовых скважин, добычей, подготовкой, транспортом нефти и газа;
- изучение оборудования, находящегося в лабораториях и аудиториях Института нефти и газа им. М.С. Гуцериева УдГУ, на буровых предприятиях и предприятиях, осуществляющих сервисные услуги.
В отчете о прохождении учебной практики должны найти отражение следующие структурные элементы:
|
|
- Титульный лист (Приложение 4).
- Введение:
• Цель, место, дату начала и продолжительность практики.
- Основная часть:
• описание соответствующего подразделения буровой компании, где проходит практика;
• перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики;
• описание выполненной индивидуальной работы и полученные результаты;
• вопросы охраны труда и промышленной безопасности;
• вопросы охраны недр и окружающей среды;
• схемы, карты, рисунки технологических схем, буровых установок и оборудования с кратким описанием их назначения и принципа действия, в соответствии с перечнем вопросов для изучения по соответствующей практике (Приложение 5).
- Заключение:
• характеристика навыков и умений, приобретенных на практике.
• впечатления от практики
- Список использованных источников.
- Приложения (при наличии).