Анализ социальной сферы

В муниципальном районе Ставропольский развиваются все виды образовательного процесса, предусмотренные федеральным законодательством: общее, специальное, дополнительное, профессиональное. Интеграционный характер развития системы народного образования направлено на создание единого образовательного пространства региона.

Для анализа развития сети образовательных учреждений использовались показатели, которые включены в статистический сборник «Муниципальные районы Самарской области», а также выставленные на сайте samarastat.gks.ru.

Система дошкольного образования района представлена 32 структурными подразделениями государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В дошкольных учреждениях района занимается 2255 человек.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет составляет 64,3%.

В очереди на получение места в детском саду зарегистрировано 1563 человека в возрасте от 1 года до 7 лет (в 2012 году – 1240 чел.), в т.ч. 310 человек в возрасте от 3 до 7 лет (в 2012 году – 207 человек).

В 2013 году за счет средств областного (федерального) и местного бюджета началось проектирование отдельно стоящего детского сада в с. Ягодное на 140 мест. Ожидаемая дата сдачи объекта 2018 год. Также поданы заявки в министерство образования на строительство детских садов в селе Васильевка, Тимофеевка, Подстепки, в которых наблюдается наибольшая потребность в дошкольных образовательных учреждениях.

В рамках областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Самарской области» дополнительно создано 75 новых мест в трех детских садах «Дружная семейка» п. Луначарский, «Теремок» с. Александровка, «Василевк» с.Васильевка, освоено 4927,0 млн. рублей. Планируется открыть новую группу на 25 мест в детском саде с.Нижнее Санчелеево. Реализация данных мероприятий позволяет увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях, что ведёт к уменьшению социальной напряжённости, повышению доступности дошкольного образования, укреплению здоровья детей.

           Динамика численности дошкольных образовательных учреждений по муниципальному району представлена в табл. 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Динамика развития дошкольных образовательных учреждений по муниципальному району Ставропольский (на конец года)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число дошкольных образовательных учреждений, единиц 21 21 32 32 32 32
в них:            
детей, тыс. человек 1,9 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3
мест, тысяч 1,8 1,8 1,9 1,9 2,0 2,0

Рис. 2.2.1 Динамика численности дошкольников и числа мест в детских дошкольных учреждениях в муниципальном районе Ставропольский

 

На конец 2015 г. число мест в дошкольных образовательных учреждениях увеличилась до 2000, т.е. на 8,2 %. Соответственно увеличилась и численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и на конец 2015 г. она составила 2343 человека.

До 2010 г. число мест в детских дошкольных учреждениях превышало численность детей в них, в 2010-2015 гг. число детей стало превышать число мест в дошкольных образовательных учреждениях (рис.2.2.1).

В динамике наблюдается значительное снижение числа мест в детских дошкольных учреждениях, в 2013-2015 гг. в районе число мест меньше численности детей уже на 300 единиц.

Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципальном районе Ставропольский показывает, что остается актуальной проблема обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, соответствия материально-технической базы и учебно-методического обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений современным требованиям. Решение данной проблемы возможно только при условии увеличения бюджетных ассигнований муниципального бюджета и привлечения финансов из бюджетов вышестоящих уровней.

Система образования муниципальных районов кроме дошкольного включает также учреждения общего, высшего профессионального, дополнительного образования и иные образовательные учреждения. Разнообразие видов каждого типа образовательных учреждений позволяет удовлетворять возрастающий образовательный заказ населения.

Таблица 2.2.2

Динамика развития образовательных учреждений по муниципальному району Ставропольский (на конец года, единиц)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), единиц 33 33 33 33 34 34
в них обучающихся, тыс. человек 4,5 4,6 4,6 4,8 5,2 5,5
Удельный вес обучающихся, занимающихся во вторую и третью смены в общей численности обучающихся на начало учебного года, в процентах 5 4 5 6 7 5

 

Доступность образования в контексте анализа сети общего образования понимается как пространственная доступность общеобразовательных учреждений.

Образовательные учреждения в муниципальном районе Ставропольский в 2015 году представлены 34 средними общеобразовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (см. табл. 2.2.2), из них 24 государственных общеобразовательных учреждения (средних - 20, основных - 3, лицей - 1) и 9 филиалов, 1 негосударственное средняя общеобразовательная школа «ЛАДА», 31 структурных подразделения государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 2 структурных подразделения дополнительного образования детей (СПДС Центр внешкольной работы «Спектр» ГБОУ СОШ с.Подстепки и СПДС ДЮСШ №1 ГБОУ СОШ с. Александровка).

Общая численность обучающихся в 2015 учебном году в школах составила 5192 человека, из них 156 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 106 детей обучаются индивидуально на дому. Средняя наполняемость классов – 15 учащихся

В 16 образовательных учреждениях осуществляется подвоз учащихся на занятия из близлежащих сёл. Всего подвозом охвачено 380 учащихся.

За период с 2010 г. по 2015 г. увеличилось численность учащихся на 24,4 % с 4,5 тыс. чел. в 2010г. до 5,6 тыс. чел. в 2015 г. Поэтому 5 школ в селах Васильевка, Борковка, Тимофеевка, Подстепки, Ягодное работают в две смены. 428 детей – 7,6% обучаются во вторую смену.

Положительным моментом для района является увеличение доли лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Поскольку муниципальный район Ставропольский с одной стороны граничит с г.о. Самара, а с другой стороны с г.о. Тольятти, то особой необходимости в формировании на территории района самостоятельных государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования нет.

Проведенный анализ показал, что в системе образования в муниципальном районе задача удовлетворения возрастающего образовательного заказа населения решается. Система образования обеспечивает доступное образование. Но есть еще нерешенные задачи, которые требуют внимания.

Одной из важнейших оценочных характеристик социального развития муниципальных районов является оценка уровня развития здравоохранения.

На функционировании этой отрасли сказались все изменения в экономическом развитии, как страны, так и региона.

Общую характеристику развития системы здравоохранения можно получить, анализируя такие показатели, как число больничных коек и численность врачей, заболеваемость населения и др.

Таблица 2.2.3

Динамика показателей развития здравоохранения в муниципальном районе Ставропольский (на конец года)

  2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Число муниципальных лечебно-профилактических учреждений (отделений), единица

Число больничных государственных и муниципальных учреждений 1 1 1 1   1
Количество амбулаторно-поликлинических государственных и муниципальных учреждений 23 23 23 23   23
Посещений в смену 1620 1408 1293 1388   1620
Фельдшерско-акушерские пункты                       16 16 16 17   17
Численность врачей всех специальностей в государственных и муниципальных учреждениях 91 91 94 99   102
Обеспеченность врачами в государственных и муниципальных учреждениях (чел на 10 000 жителей) 16 17 13 16   16
Численность среднего медицинского персонала в государственных и муниципальных учреждениях 276 260 253 245   248
Обеспеченность средним медицинским персоналом в государственных и муниципальных учреждениях (чел. на 10000 жителей) 45 48 41 39   39

 

Муниципальный район Ставропольский располагает системой муниципальных лечебно-профилактических учреждений, а также учреждений системы минздравсоцразвития России (табл. 2.2.3).

В 2015 году система здравоохранения муниципального района Ставропольский представлена ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», которая имеет в своем составе следующие структурные подразделения:

ЦРБ, терапевтических отделения - 2, амбулаторий - 8, отделений общей врачебной (семейной) практики - 13, фельдшерско-акушерских пунктов -17.

Поликлиника мощностью 700 посещений в смену.

Стационар на 200 круглосуточных коек.

Стационар дневного пребывания на 12 коек.

Дневной стационар на дому 17 коек.

Существует текущая потребность в строительстве новых объектов здравоохранения, таких как:

- возведение модульных расширенных офисов общей врачебной практики в селах с наиболее быстрыми темпами прироста населения (с. Подстепки, п. Приморский, с. Тимофеевка). Площади вновь возведенных зданий должны отвечать последним современным нормам, позволить разместить в них физиотерапевтические кабинеты и палаты для развертывания коек дневного стационара;

-         возведение модульных ФАПов (п.Рассвет, с.Сосновка, с.Березовый Солонец,
с. Кармалы.

Таблица 2.2.4

Динамика числа больничных коек в муниципальном районе Ставропольский (на конец года)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число   больничных коек:            
всего, единиц 278 228 200 268 229 221
на 10000 человек населения 51,0 40,7 37,0 44,3 42,05 33,34

 

Число больничных коек в 2015г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 57 единиц, т.е. 20,5%. В рассматриваемом временном периоде показатель менялся крайне неравномерно.

В муниципальном районе Ставропольский отсутствуют станции скорой медицинской помощи, что вызвано спецификой территориальной близости двух городских округов.

Другой не менее важный показатель, позволяющий провести оценку развития системы здравоохранения – численность врачей и среднего медицинского персонала.

Наличие и квалификация медицинского персонала является важной характеристикой устойчивого развития системы здравоохранения.

Обеспеченность муниципального района врачебными кадрами неуклонно растет. Количество врачей по итогам 2015 года составило 102 человека, это на 10,8% больше показателей 2010 года. Так средний показатель обеспеченности регионов России врачами составил чуть менее 50 человек на 10 000 населения. По данному показателю муниципальный район отстаёт от аналогичного показателя от среднего значения по Российской Федерации.

Численность среднего медицинского персонала имеет тенденцию к снижению, причем с достаточно высокой скоростью.

Так, если в 2011 г. на 10 тыс. чел. населения было 45 человек среднего медицинского персонала, то к 2015 г. эта численность сократилась до 39 человека, т.е. на 13,3 %.

Положение с кадровым обеспечением отрасли в муниципальном районе достаточно серьезное, требующее к себе не только внимания, но и поиска путей выхода из создавшейся ситуации.

В муниципальном районе систематически проводятся профосмотры, которыми охвачено все население района.

Ключевыми проблемами, ограничивающими доступность получения качественных медицинских услуг населением района являются:

-         крайне низкая плотность населения,

-         территориальная разбросанность сельских поселений и, соответственно,
разноудаленность от ЦРБ, достаточно большой радиус медицинского
обслуживания;

-         кадровый дефицит;

-         необходимость принципиально нового подхода к подготовке кадров, как
врачебных, так и среднего медицинского персонала, с учетом особенностей
сельского здравоохранения, с достаточными практическими навыками в
программе обучающих циклов;

-         недостаточное материально-техническое оснащение ЛПУ;

- отсутствие на данный момент приближенности квалифицированной медицинской помощи к населению;

-         развитие информатизации во всех структурных подразделениях, подключение к
интернету.

Таким образом, эффективное использование имеющихся ресурсов и привлечение дополнительных финансовых средств в сочетании с укреплением материально-технической базы здравоохранения и реформированием его организационных основ позволит улучшить качество медицинской помощи населению, увеличит продолжительность и улучшит качество жизни, что в свою очередь внесет вклад в сохранение и развитие человеческого потенциала.

Характеризуя развитие социальной сферы, необходимо уделить внимание анализу правонарушений.

Это объяснимо, с одной стороны, тем, что любое правонарушение причиняет вред общественным и личным интересам и установленному правопорядку. С другой стороны, изучая статистику правонарушений, необходимо определить меры, направленные на профилактику неправомерных поступков и на устранение причин, их порождающих.

Динамика числа зарегистрированных преступлений в муниципальном районе Ставропольский приведена в табл. 2.2.5

Таблица 2.2.5

Динамика правонарушений в муниципальном районе Ставропольский

  2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число зарегистрированных преступлений, единиц 1117 1271 1162 967 1004 1112
в расчёте на 100000 человек населения 2082 2267 1964 1528 1506 1601

 

Как видим по данным табл. 2.2.5, число зарегистрированных преступлений с 2010 г. по 2015 г. в муниципальном районе снизилось на 5 единиц или на 0,5%.

Анализ динамического ряда дает основание сделать вывод о том, что какой-либо тенденции в количестве совершаемых преступлений не наблюдается. Происходят турбулентные изменения общего числа преступлений, но если их соотнести с численностью населения, то здесь уже будет прослеживаться тенденция к их сокращению в настоящее время.

Наиболее высоким был показатель в 2011 г., когда на 100 тыс. человек населения было совершено 1271 преступление. Наименьшее значение показателя было отмечено в 2013 г. – 967 преступлений на 100 тыс. человек. В 2014 г. кривая опять начала подниматься вверх, и количество преступлений достигло 1004 единиц на 100 тыс. человек.

В настоящее время вопросам развития физической культуры и спорта уделяется достаточно много внимания как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Начатая активная работа по пропаганде и внедрению здорового образа жизни, сразу затрагивает вопросы развития физической культуры и спорта.

Судить о развитии физкультуры и спорта в муниципальном районе можно по показателям, приведенном в табл. 2.2.6.

Таблица 2.2.6

Динамика развития физической культуры и спорта в муниципальном районе Ставропольский

  2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Число детско-юношеских спортивных школ, единица 1 1 1 1 1 1
Число спортивных сооружений - всего, единица 70 84 85 94 94 95
Число муниципальных спортивных сооружений, единица 70 71 72 81 80 81
Плоскостные спортивные сооружения, единица 36 36 46 55 56 56
Спортивные залы - всего, единица 34 35 38 38 37 38
Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, человек 1967 2183 2253 2687 2642 2677

 

В районе имеется одна детско-юношеская спортивная школа, в которой на 01.01.2016 года занимается 2677 человек, что значительно больше, чем в 2010 году.

           Численность занимающихся физической культурой и спортом в районе увеличилось на 26,2% и составило 16610 человек.

Рис. 2.2.7. Динамика численности занимающихся в детско-юношеских спортивных школах в муниципальном районе Ставропольский, человек

 

Для муниципального района характерен рост числа спортивных сооружений.

Так, если в 2010 г. в районе было 70 спортивных сооружений, то к 2015г. число спортивных сооружений возросло до 95, т.е. в 1,4 раза.

В настоящее время из 95 спортивных сооружений 81 является муниципальным.    

Рис. 2.2.8. Динамика числа плоскостных спортивных сооружений и спортивных залов в муниципальном районе Ставропольский, единиц

 

Все общеобразовательные и дошкольные учреждения района укомплектованы преподавателями физической культуры и спорта. Из 24 сельских поселений в 21 работают инструкторы по спорту.

Таким образом, в районе необходимо развивать все направления физической культуры и спорта с тем, чтобы все это в совокупности оказало существенное влияние на улучшение здоровья молодежи и физическую подготовленность человека, а также способствовало продлению активной трудовой деятельности. Предлагается расходы общества на занятия физической культурой и спортом рассматривать как выгодное вложение в развитие и более экономически эффективное использование человеческого потенциала.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: