Областной профилактический проект по организации работы с родителями
«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК»
(Для родительской общественности, педагогов образовательных организаций, специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих с молодежью и родителями)
Тюмень, 2017 год
Оглавление
Введение.................................................................................................................................................... 3
ЧАСТЬ 1. Организация профилактической работы с родителями в образовательных организациях, учреждениях системы профилактики..................................................................................................... 5
Глава 1. Особенности организации профилактической работы педагогов образовательных организаций и специалистов учреждений системы профилактики с родителями................................................. 5
Глава 2. Основные подходы к организации индивидуальной и коллективной работы с родителями 6
ЧАСТЬ 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СЕМЬЕ.................................................. 13
Глава 1. Как общаться с ребенком. Полезные советы для родителей........................................... 13
|
|
Глава 2. Профилактика употребления психоактивных веществ: алкоголя, табака, наркотиков 15
Глава 3. Как обеспечить безопасную деятельность ребенка в сети Интернет............................. 20
Приложение 1.Перечень учреждений дополнительного образования детей и молодежиТюменской области................................................................................................................................................. 32
Приложение 2.Перечень центров физкультурно-спортивной работы по месту жительства..... 38
и спортивных школ Тюменской области......................................................................................... 38
Приложение 3.Адреса государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области, оказывающих наркологическую помощь......................................................................................... 44
Приложение 4. Информация для размещения на информационных стендах.............................. 46
Приложение 4.1.Для размещения на информационных стендах.................................................. 47
Приложение 4.2.Для размещения на информационных стендах.................................................. 48
Приложение 4.3.Для размещения на информационных стендах.................................................. 49
Приложение 4.4.Для размещения на информационных стендах.................................................. 50
Приложение 4.5.Для размещения на информационных стендах.................................................. 51
Приложение 4.6.Для размещения на информационных стендах.................................................. 60
Приложение 4.7.Для размещения на информационных стендах.................................................. 61
Приложение 4.8.Для размещения на информационных стендах.................................................. 62
Приложение 4.9.Для размещения на информационных стендах.................................................. 63
|
|
Приложение 4.10.Для размещения на информационных стендах................................................ 64
Приложение 4.11.Для размещения на информационных стендах................................................ 65
Приложение 5.Административная и уголовная ответственность граждан Российской Федерации 66
Приложение 6.Рекомендуемые интернет-ресурсы для специалистов и родителей:................... 69
Приложение 6.1.Материалы для использования и распространения при организации коллективной и индивидуальной работы с родителями, направленной на профилактику употребления ПАВ и других асоциальных явлений......................................................................................................................... 75
Приложение 7.ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ........................... 77
Введение
Семья и образовательное пространство, как институт социализации, призваны обеспечить эффективную адаптацию молодого человека к жизни в сложных жизненных обстоятельствах, что, безусловно, невозможно без формирования у подрастающего поколения установок на здоровый и безопасный социально ориентированный образ жизни. Роль педагогов и семьи в вопросах воспитания социально-ответственного поведения у детей, понимания необходимости формирования, неприятия любых форм асоциального поведения у подрастающего поколения, бесспорно велика.
Родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, имеют значимость в формировании жизненных ориентиров и т.п. Кроме того, родительская общественность является наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества. В связи с чем, важна роль педагогов в профилактической работе[1] с родителями по формированию установок на ведение здорового образа жизни[2] в семье, повышение информационной грамотности родителей в вопросах профилактики асоциального поведения у детей.
Объединение усилий педагогической общественности и родителей в вопросах профилактики негативных явлений среди молодого поколения может значительно повысить эффективность воспитательной и профилактической работы.
Актуальность проекта
Одной из причин вовлечения подростков в употребление любых психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, табака), повышения их интереса к участию в какой либо противоправной деятельности (зачастую кажущейся им шалостью) является ложное представление (суждение) о безнаказанности, отсутствии каких-либо последствий для здоровья, для отношений с близкими людьми, получения профессии и карьерного роста в будущем. В основном, это случается тогда, когда в качестве первоисточника информации у детей и подростков выступают не родители и педагоги, а сверстники, старшие товарищи или Интернет. Но педагоги и родители также не всегда в достаточной степени могут владеть информацией профилактического характера. Причины разные: учебная нагрузка, отсутствие специальных знаний, опыта работы в вопросах профилактики и др., а родители зачастую занимают позицию «с моим ребенком такое не случится, у нас благополучная семья». Какие бы ни были причины недостаточной профилактической работы с детьми и подростками, взрослые всегда должны быть бдительны и готовы к решению проблем, связанных с проявлением любых форм асоциального поведения у подростков: табакокурение, употребление алкоголя, наркотических веществ, интернет-зависимость, правонаршения и др.
В Тюменской области уделяется большое внимание вопросам профилактики асоциальных явлений в обществе: реализуется ряд областных профилактических проектов, направленных на пропаганду здорового и безопасного образа жизни, профилактику различных асоциальных явлений с различными категориями населения.
|
|
Данный проект является практико-ориентированным и направлен на системное решение проблем профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних посредством организации комплексной информационно-разъяснительной работы с родительской общественностью на базе образовательных организаций, учреждений социальной защиты населения, учреждений дополнительного образования, культуры и др. учреждений, а также просветительской работы родителей со своими детьми на уровне семьи. Кроме того, проект включает в себя комплекс справочной информации и наглядных материалов для эффективной организации профилактической работы.
Цель проекта: обеспечение материалами профилактического характера:
- специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих с молодежью и родительской общественностью, для практического применения в процессе организации профилактической работы с родителями;
- родителей для применения в воспитательных целях в рамках семьи (рекомендации специалистов, видеоматериалы, профилактические буклеты и др.).
Задачи проекта:
- Совершенствование форм профилактической работы с родителями и несовершеннолетними.
- Повышение информированности специалистов учреждений системы профилактики, а также родителей в вопросах профилактики употребления детьми и подростками алкоголя, наркотических, токсических веществ и других форм асоциального поведения.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.
- Формирование у родителей компетенции по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ и других форм асоциального поведения в процессе воспитания детей.
Проект состоитиз двух частей:
Организация профилактической работы с родителями в организациях, учреждениях системы профилактики.
Профилактическое просвещение в семье.
Сроки реализации проекта: в период реализациигосударственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа» до 2020 года.
Ожидаемые результаты проекта:
|
|
- Создание информационного пространства профилактического характера для работы с родительской общественностью.
- Повышение уровня информационной грамотности педагогов, специалистов, организующих работу с детьми и подростками, педагогической культуры родителей в вопросах профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ и других форм асоциального поведения.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта заключается в последовательном выполнении следующих шагов:
Презентация проекта специалистами ГАУ ТО «ОЦПР» для специалистов органов и учреждений системы профилактики, родительской общественности.
Размещение материалов проекта на официальном сайте ГАУ ТО «ОЦПР» http://www.narco-stop72.ru/.
Трансляция материалов проекта в сети Интернет, в том числе в социальных сетях «Одноклассники»https://ok.ru/profile/560204090466.
Оказание консультативной помощи и методической поддержки специалистами ГАУ ТО «ОЦПР».