ЧАСТЬ 1. Организация профилактической работы с родителями в образовательных организациях, учреждениях системы профилактики

Глава 1. Особенности организации профилактической работы педагогов образовательных организаций и специалистов учреждений системыпрофилактики с родителями

Эффективность организации и проведения профилактической работы в учреждениях системы профилактики зависит как от уровня компетентности специалистов, так и уровня организации взаимодействия с родительской общественностью.

Без родительского участия процесс воспитания, в том числе в направлении формирования трезвеннических установок по ведению здорового и активного образа жизни, профилактике различных проявлений асоциального поведения невозможен или, по крайней мере, неполноценен. Основная задача мероприятий сделать родителей единомышленниками, активными субъектами системы профилактики.

Как показывает практика, применяется две формы взаимодействия с родителями:

1.Индивидуальная форма – требует больше усилий в подготовке и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении педагоги (специалисты) и родители становятся союзниками. Родители доверяют педагогу (специалисту) если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Популярные формы индивидуальной работы педагогов (специалистов) с родителями: беседа, посещение на дому, консультация-размышление. телефонный разговор.

2. Коллективная форма -взаимодействие с родительским комитетом, семейный клуб, практические занятия или консультации для родителей с привлечением специалистов  системы профилактики (психолога, представителя учреждения здравоохранения, сотрудника правоохранительных органов и др.) по интересующим их темам (например: «профилактика правонарушений и преступлений», «профилактика употребления ПАВ[3], в том числе новых социально-опасных веществ[4]», «безопасное поведение детей в Интернете» и т.п.),родительское собрание, лекторий, конференция по обмену опытом воспитания, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией учреждения, «Дни открытых дверей».

Глава 2. Основные подходы к организации индивидуальной и коллективной работы с родителями

Форма взаимодействия с родителями выбирается исходя из потребности родителей и предложений. Главное – сделать родителей своими союзниками.

Организация индивидуальной работы с родителями

Если вы готовитесь к индивидуальному разговору с родителями (законными представителями) - рекомендуется обратить внимание на следующие моменты, важно:

- начинать беседу с освещения положительных моментов, чтобы таким образом настроить на доверительное отношение родителей к дальнейшему разговору (наладить контакт);

- избегать чрезмерных негативных характеристик ребёнка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

- спрашивать совет у родителей о том, как лучше выстроить взаимодействие с их ребёнком, на какие моменты обязательно надо обратить внимание, уточнить степень своего участия. Необходимо выработать единую тактику дальнейших действий;

- уметь выслушивать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

- избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

- заранее подготовить для родителей раздаточный материал, содержащий полезную информацию (в зависимости от темы беседы): рекомендации, памятки, контактную информацию телефонов доверия и горячих линий, служб, учреждений, оказывающих квалифицированную помощь.

В процессе общения с родителями педагоги (специалисты) часто сталкиваются с их возражениями. Возражения - это все что угодно, но не «да». Родители на собраниях обычно высказывают такое возражение: «Мой ребенок все время под присмотром, поэтому меня это не касается...», но и соглашающиеся с вами родители, говорящие вам «да», необязательно сделают так, как вы их просите, это может означать, что они просто не высказали свои возражения.

Как работать с возражениями?

Относитесь к возражениям, как:

- к недостатку информации у родителя (не слышал, не понял, вы не сказали чего-то);

- к показателю того, что у родителей задеты чувства во время вашего сообщения (например, чувства страха, вины), поэтому:

- реагируйте на возражения спокойно;

- дайте «выпустить пар»: не перебивайте, смотрите в глаза, кивайте и т.д. В дальнейшем - присоединитесь к чувствам родителей. Например: «Мне понятны ваши чувства, на вашем месте я, наверное, испытывала бы то же самое»;

- благодарите за задаваемые вопросы и высказанные возражения. Например: «Спасибо, это важно... Хорошо, что вы подняли этот вопрос» и т.д.;

- не критикуйте, не спорьте, не перебивайте, ждите пауз в речи возражающего;

- искренне просите: «Я хочу с вами посоветоваться (обсудить)...», «Прошу помочь разобраться…» и т.д. Спрашивайте: «Как мне поступить с этой ситуации?»;

- возвращайте к цели встречи, если высказывания ушли далеко от темы;

- если родители говорят: «Это невозможно сделать», то вместо «Почему?» уместнее спросить: «А что могло бы получиться, если все-таки это сделать?»;

- перефразируйте смысл сказанного: «Если я правильно вас понял («Другими словами, вы считаете, что...», «Вы хотите сказать, что...»);

- резюмируйте, особенно когда поток речи не иссякает. Воспользуйтесь паузой и скажите: «Таким образом, главное в том, что вы сказали...» или «Итак, вы предлагаете...»;

- отражайте чувства: «Мне кажется, вы расстроены (обижены, разозлились);

- используйте возражение как возможную тему для дальнейшей дискуссии (особенно если возражения высказывает группа родителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: