Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, семинаров, коллоквиумов

В данном курсе используются классические аудиторные методы, а так же кейс-метод, учебно-исследовательские проекты, малые группы, деловая игра. Слушатели должны выполнять в группах творческие задания и осуществлять презентацию результатов.

Творческие, учебно-исследовательские проекты. 

Особую важность для усвоения материала по курсу маркетинга представляют учебно-исследовательские проекты практической направленности. Материал усваивается, на порядок, эффективнее, если слушатель применяет теоретические положения к конкретному объекту.

Для слушателей, работающих в конкретных компаниях, объектами исследования могут быть маркетинговые и другие бизнес - процессы собственной фирмы, товары и услуги этой компании.

Для слушателей, очной формы обучения, не работавших еще в фирмах, объектами учебно-исследовательских проектов могут бизнес идеи по созданию новых товаров, услуг, фирм. Источниками информации для реализации служат материалы сети интернет, справочные издания, личный потребительский опыт, данные несложных маркетинговых исследований (объект – слушатели группы, факультета; родственники, знакомые; опросы в интернетовских чатах).

 

Предметами учебно-исследовательских проектов по курсу маркетинг могут быть:

· Маркетинговый аудит фирмы;

· Разработка маркетинговой стратегии фирмы;

· Сегментирование рынка товара;

· Исследование потребностей покупателя;

· Мониторинг конкуренции (по товару, фирме);

· Оценка конкурентоспособности товара, позиционирование товара на рынке;

· Выбор ценовой модели и разработка ценовой политики по товару;

· Прогнозирование объема сбыта товара;

· Организация сбыта товара;

· Разработка упаковочного комплекса по товару;

· Разработка комплекса послепродажного сервиса по товару;

· Разработка товарного знака и программы его продвижения на рынке

· Разработка программы продвижения фирмы и товара на рынке;

· Организация службы маркетинга фирмы.

Возможны любые другие темы для проведения учебно-исследовательских проектов. Особенно важно, чтобы слушатели научились разрабатывать маркетинговую часть бизнес плана по инвестиционным проектам. Учебно-исследовательские проекты реализуются в составе малых групп (команд). Некоторые темы учебно-исследовательских проектов можно параллельно поручить нескольким командам. Другие темы достаточно поручить одной команде.

                Организация работы малой группы.

Эффективным способом усвоения материала курса является выполнение заданий в составе малой группы (команды). Работая в коллективе, слушатель учится технике распределения социальных ролей и достижения наилучших результатов учебного проекта посредством оптимального выбора рабочих функций и нагрузки на каждого члена команды. Как правило, коллективные выступления отличаются устойчиво высоким уровнем разработки материала, поскольку команда получает максимальную отдачу как от наиболее сильных слушателей, так и от отстающих.

При организации малой группы общая группа разбивается на несколько рабочих команд, по 4-5 человек в каждой. Меньшие команды не желательны, поскольку у студентов существенно сокращаются возможности распределения задач внутри коллектива, большие команды также менее эффективны, поскольку у многих слушателей отсутствуют навыки управления относительно большим коллективом, и команда, обыкновенно распадаясь на рабочие подгруппы, оказывается не в состоянии справиться с поставленной задачей.

После получения задания и определения состава рабочей команды, слушатели этой команды собираются вместе для выработки единого для всего коллектива подхода к исследованию проблемы, основанного на достигнутом в ходе обсуждения единого понимания задачи. Затем происходит распределение исследовательских функций, рабочих заданий и сроков их выполнения для каждого члена группы. Слушатели работаю самостоятельно, выполняя полученные индивидуальные задания, координируя усилия уже без проведения собраний команды, а лишь регулярно общаясь друг с другом. Как только необходимый материал готов, слушатели собираются вновь, для того, чтобы обменяться результатами, убедиться в наличии и качестве всех элементов учебно-исследовательского проекта и создать концепцию презентации. Это очень важный этап коллективной работы, значение которого, зачастую, бывает недооценено недальновидными командами. Именно на этапе сведения воедино всех частей общей работы и выбора наилучших форм и способов подачи материала в ходе презентации закладывается фундамент ярких и результативных выступлений. Кроме того, это самый интересный этап всей работы, отказываясь от которого слушатели лишают себя положительных эмоций коллективного творчества, о которых многие затем вспоминают всю жизнь как о романтике университетских лет.

Одновременно с подготовкой всего материала к презентации группа принимает решения о использовании аудиовизуальных средств презентации там, где это необходимо, чтобы облегчить слушателям восприятие материалов работы. Для того чтобы усилить эффект выступления и облегчить восприятие материала, слушатели должны использовать вспомогательные презентационные средства. Природа восприятия информации человеком, такова, что существует ограниченное множество каналов, которыми она может достигнуть сознания аудитории, причем эффективность восприятия данных через эти каналы различна. Вот почему выступающим так важно задействовать не только органы слуха присутствующих при выступлении других слушателей, но так же подключить в восприятию зрение, а в ряде случаев, например при демонстрациях или тестах, органы вкуса, обоняния и осязания. Презентация должна быть подготовлена с использованием мультимедийных систем, позволяющим с помощью компьютера получать в аудитории стереозвук, цветную проекцию и видеоряд. К презентационным средствам также относятся образцы и модели продуктов, а также рекламных материалов.

Сама презентация проводиться для всей группы. В некоторых случаях на презентацию могут быть приглашены слушатели из других групп, а также преподаватели. Команда выходит для презентации результатов в полном составе, обычно располагаясь у доски в учебной аудитории, представляет тему и участников и начинает выступление.

Обычно коллективная презентация продолжается около 30 –35 минут. Меньшее время не позволяет всесторонне раскрыть тему, а большее время выступления приводит к утомительным повторам, углублению в малозначащие детали или отвлечению от самой темы. 5-10 минут предназначены для ответов на вопросы.

Часто слушатели полагают, что, задавая вопросы выступающим, они оказывают им медвежью услугу, повышая вероятность появления ошибок в ответах, которые могут нейтрализовать положительное впечатление от подготовленного выступления. Тем самым как группа так и выступающая команда упускают возможность получить драгоценный практический опыт реагирования на вопросы и быстрого нахождения аргументов и контраргументов. Даже если при ответах на вопросы будут допущены ошибки, которые будут поправлены преподавателем, несколько десятков человек получат возможность сделать соответствующие выводы и использовать опыт полемики, чтобы не повторить эти ошибки за пределами аудитории, где перед презентациями не ставится учебных целей и не дается вторых попыток. Кроме того, хорошо подготовившая презентацию команда, обыкновенно очень хорошо реагирует на вопросы. Напротив, отсутствие вопросов чаще всего свидетельствует о недостатках коллективной презентации, связанных с неспособностью выступающих предложить вниманию студенческой группы действительно новый и интересный материал, или подать его так, чтобы завладеть вниманием аудитории.

При проведении коллективных презентаций слушатели могут допускать несколько типичных ошибок, основной причиной которых является использование приемов и правил письменной презентации во время выступления. Так, неоправданно длительное чтение подготовленных к презентации записей приводит к ослаблению внимания аудитории, снижает интерес к выступлению и его эффект. Во многих выступлениях звучат оговорки типа «…как уже говорилось выше вместо ранее или в дальнейшем, свидетельствующие о письменном мышлении выступающих. Так же часто наблюдается эффект дробления презентации на отдельные выступления участников, когда презентационными средствами или ораторскими приемами не подчеркнута логически обоснованная структура выступления, направленная на раскрытие основной темы.

Владение техникой коллективной презентации, которую слушатели осваивают, благодаря выполнению самостоятельных заданий, пригодиться им в дальнейшей практике при представлении хозяйственных проектов потенциальным инвесторам, сдаче готовых объектов, ознакомлении новых сотрудников, с правилами внутреннего распорядка фирмы и во многих других ситуациях, с которыми им предстоит столкнуться в жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: