Нормативная база для организации ученического самоуправления

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразователь­ном учреждении являются Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об об­щеобразовательном учреждении. Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В статье 35 Закона РФ «Об образовании» подчеркива­ется «Управление государственными и муниципальными образовательными учрежде­ниями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправ­ления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, общее собрание, педагогический совет. Поря­док выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» га­рантирует школьникам право «... на участие в управлении образовательным учреж­дением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, ин­формации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, закрепляет нормы феде­рального закона в нескольких статьях:

* статья 50: обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяе­мой уставом учреждения;

* статья 68: управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразо­вательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления;

* статья 69: формами самоуправления общеобразовательного учреждения яв­ляются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее со­брание, педагогический совет и другие формы.

Для эффективного функционирования самоуправления существую локальные акты:

Положение о самоуправлении общеобразовательного уч­реждения, в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы.

Положение о педагогическом со­вете

Положение об ученическом самоуправлении

При организации самоуправления и реализации программы ученического са­моуправления опираемся на следующие приоритетные принципы:

* свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

* ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

* деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направ­лять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

* тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами мест­ного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления об­

 

образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гумани­стической педагогики, признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

 

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов обра­зования в соответствии спунктом 4 статьи 50 Закона РФ «Об образовании».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

В соответствии с Основными направлениями и планом действий по реализа­ции программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы, одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001, развитие самоуправления в общеобразовательном учреж­дении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государст­венной политики в сфере воспитания.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеоб­разовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компе­тенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: