Вы когда-нибудь пробовали сосчитать, со сколькими людьми в этой жизни вы связаны?
Составим диаграмму своих связей и отношений с другими людьми (обучающиеся работают в творческом дневнике, используют в работе выполненное домашнее задание).
Рассказывая о разных типах отношений, педагог рисует на доске диаграмму-образец, можно предложить схематичное изображение кругов. Первые 4 используются как основные, 5ый – по желанию детей.
1. Семья, близкие. Мы все связаны узами с членами своей семьи, причем как с кровными родственниками, так и с людьми, которые стали близкими как родня (для детей-сирот - люди, их воспитавшие, тети, дяди, бабушки, дедушки, опекуны, приемные родители, воспитатели в детском доме и т. д., все, кого ребенок считает самыми близкими)
2. Друзья. У большинства из нас есть друзья, люди, с которыми мы с удовольствием проводим время, потому что чувствуем себя в их обществе легко и комфортно. У кого-то есть лучший друг. Если нет, знайте, что у всех бывает период, когда лучшего друга выбрать просто невозможно. В этом нет ничего страшного.
3. Учителя. Значительную часть времени вы проводите в школе, и с кем-то из учителей сложились определенные отношения.
4. Жители микрорайона. Это могут быть соседи, друзья во дворе, члены клуба, секции, врач участка и др., ваше социальное окружение.
5. Бог, вера. Многие не обращают внимания на духовную сторону жизни, но некоторые считают свои отношения с Богом значимыми в жизни.
Групповое обсуждение (10 минут)
Какие чувства испытываете вы, глядя на свою диаграмму? Возможно, вы удивлены, осознав, со сколькими людьми в своей жизни вы связаны.
А кому-то, может быть, подумалось, что, несмотря на большое количество окружающих вас людей, вы чувствуете себя одинокими…
Приведите причины, заставляющие человека чувствовать себя одиноким.
Выслушать мнения обучающихся, обобщить, дополнить:
- Человек может чувствовать себя одиноким, если не связан с кем-либо еще в любой важной для себя сфере жизни.
- Человек может ощущать себя одиноким, если его отношениям с другими людьми недостает прочности.
Предлагаю на своей диаграмме обозначить степень прочности отношений с разными людьми следующим образом: яркой или жирной линией – очень прочные отношения, спокойные, формальные – тонкой линией, разорванные, непрочные – пунктиром. Сделать вывод для себя о прочности связей, каких в данный отрезок жизни больше.
- Человек может чувствовать себя одиноко в новой непривычной обстановке (переезд в другой город, переход в новую школу или класс, смена друзей, изменения в семье – развод, повторный брак).
Что можно сделать, чтобы не чувствовать себя одиноким?
(Называются способы, записываются в творческий дневник)
Выслушать мнения обучающихся, обобщить, дополнить:
Это могут быть:
- забота, помощь;
- искренний интерес друг к другу;
- доброжелательность, умение говорить хорошие слова;
- поиск настоящих друзей;
- неконфликтность;
- правильное отношение к одиночеству, умение спокойно воспринимать его. Бывают такие моменты в жизни, когда оно просто необходимо (погрустить о близких людях, поразмышлять о жизни, для творчества).
- следование общепринятым нормам и правилам поведения.
Практическое задание (5 минут)
Ко мне часто обращаются с вопросами. Один из них был такой:
«Я пытаюсь установить прочные отношения с другими людьми, но мне кажется, что они меня просто избегают. Что делать?»
Дайте свой совет.
(Выслушать все предложения и сделать вывод).