Жесты Мимика Поза Походка Взгляд

Вопросы к зачету по дисциплине

1. Понятие личности в широком и узком смыслах. Структура личности.

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

Личность в широком смысле (включает в себя и природную, и социальную, и культурную части)

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

– опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

– индивидуальные особенности различных психических процессов.

Психические свойства и состояния личности.

Психическое состояние – это реакция личности в целом на воздействие внешних или внутренних факторов.

Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям:

а) в зависимости от ведущих компонентов – интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

б) от времени протекания – кратковременные, длительные;

в) от влияния на личность – стенические (повышающие жизнедеятельность и активность) и астенические;

г) от степени осознанности – состояния более или менее осознанные.

Можно выделить типичные положительные психические состояния: Счастье. Любовь. Профессиональная заинтересованность. Стресс и стрессовые ситуации. Сенсорная депривация.итд

Классификации методов психологического исследования. Требования к методам психологической диагностики.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в пси­хологии три класса методов:

1.Эмпирические,при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2.Теоретические,когда субъект взаимодействует с мысленной мо-'делью объекта (точнее —предметом исследования).

3.Интерпретацияиописание,при которых субъект "внешне" вза­имодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

1) ответственности;2) компетентности;3) этической и юридической правомочности;

4) квалифицированной пропаганды психологии;5) конфиденциальности;6) благополучия клиента;

7) профессиональной кооперации;8) информирования клиента о целях обследова­ния;

9) морально-позитивного эффекта исследования;10) гражданственности и патриотизма.

Внутреннее и внешнее поведение.

1. Общая ситуация поведения определяется изначальным конфликтом между личностью, ее бессознательными силами и обществом. Общество, защищаясь, вынуждено подавлять инстинктивные влечения личности. Общество это способ, при помощи которого человек защищается от требований своего бессознательного.

2. Внутренняя структура личности, реализующая поведение, включает три инстанции. Первую, базовую инстанцию составляет непознанное и бессознательное Оно. Это совокупность инстинктов, влечений, других бессознательных побуждений, которые требуют своего удовлетворения. Эта часть личности действует по принципу удовольствия.

На поверхности Оно находится вторая инстанция Я, возникшее в результате восприятия внешней информации. Я покрывает Оно не целиком, а лишь настолько, насколько это под силу системе восприятия.

Элементы коммуникации. Построение коммуникации.

В коммуникационном процессе можно выделить следующие элементы:

Источник. В организации источниками информации могут быть руководители и сотрудники, высказывающие различные идеи, намерения или сообщающие какую-либо информацию.

Отправитель. Отправителем является индивид, который хотел бы донести свои идеи до окружающих.

Сообщение. Это формулировка отправляемой идеи, закодированной в виде символов.

Канал. В коммуникационном процессе каналом называется средство, с помощью которого передается сообщение получателю. Получатель. лицо, которому адресовано сообщение

Обратная связь. В том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя обратным сообщением, возникает обратная связь.

Помехи, барьеры. Помехи и барьеры искажают смысл передаваемой информации и нарушают качество сигнала.

Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

Зарождение идеи.Кодирование и выбор канала.Передача.Декодирование.

6. Вербальная составляющая коммуникации.

Вербальная коммуникация (ВК) – это информационно-смысловой обмен, взаимодействие между людьми, происходящий посредством речи, естественного языка.В процессе ВК при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации (сообщения, смысла): коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. И тот, и другой оперируют при этом словами, понятиями, как в процессе осмысления, говорения или письма, так и процессе слушания, чтения, понимания, интерпретации. Именно средство, каким осуществляется передача информации или чувства, является решающим основанием (критерием) разделения социальной коммуникации на два основных класса, или вида – вербальную (речевую, словесную) и невербальную (неречевую, «бессловесную»).

 

 

7. Невербальная составляющая коммуникации.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Жесты Мимика Поза Походка Взгляд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: