Принципы построения исследования личности

 Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

 

Принципы построения психологического портрета.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент; 2. характер; 3. способности; 4. направленность;

5. интеллектуальность; 6. эмоциональность; 7. волевые качества;

8. умение общаться; 9. самооценка; 10. уровень самоконтроля;

11. способность к групповому взаимодействию.

Основные методы исследования личности.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. Нами (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ

субъективного и объективного анамнеза и т. д.);

2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов

деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);

3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;

 4) проективные методы.

Правила делового общения с клиентом.

Этика взаимоотношения с клиентом является профессиональной этикой и содержит следующие правила:1. Общепринятым является центральное положение так называ­емого золотого стандарта: "В рамках служебного положения ни­когда не допускать по отношению к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

2. Необходимо обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.3. Служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию органи­зации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

4. Должно быть терпимое отношение сотрудников организации к моральным ус­тоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах, семьях.

5. Напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

6. Никакого насилия, т.е. "нажима" на клиента, выражающегося в различных формах, например, в при­казной, командной манере ведения разговора.

7. При воздействии клиента учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

8. Необходимо стремить­ся к бесконфликтности.

9. свобода, не ограничивающая свобо­ды других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обус­ловлен должностными инструкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: