Общая характеристика процедуры финансового оздоровления

Правовой регламент процедуры финансового оздоровления установлен главой V Закона о несостоятельности (банкротстве) с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 14.03.2014) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление представляет собой реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника и предусматривающую возможность для должника на срок ее введения выплачивать долги в соответствии с утвержденным в предусмотренном порядке графиком и получать средства из источников, определенных планом финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами, как внешнее управление и мировое соглашение. Эти черты носят родовой характер и сводятся к тому, что все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию.

В случае финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования к нему, пусть и в измененном виде. Указанные процедуры основаны на идее общего соглашения кредиторов между собой и с должником, поэтому кредиторы могут остановиться на любой из трех названных форм, для каждой ЗоБ предусматриваются определенные гражданско-правовые и административные последствия. Такая свобода выбора при определении дальнейшей судьбы должника обеспечивает сторонам возможность найти выход из запутанных имущественных ситуаций.

Финансовое оздоровление имеет сходство с внешним управлением - в обоих случаях целью является восстановление платежеспособности должника. Однако внешнее управление не предусматривает погашения задолженности в соответствии с заранее утвержденным графиком, на этой стадии расчеты с кредиторами осуществляются после вынесения судом определения о переходе к расчетам с кредиторами (ст.120, 121 Закона о банкростве).

Установление графика платежей делает финансовое оздоровление похожим на мировое соглашение, но между ними много различий:

1) мировое соглашение – это гражданско-правовая сделка, тогда как финансовое оздоровление представляет собой административную процедуру.

2) задача мирового соглашения – прекращение производства по делу о банкротстве, а финансовое оздоровление прекращения производства по делу о банкротстве в обязательном порядке не предусматривает. Более того, по результатам финансового оздоровления в отношении должника может быть введено внешнее управление или конкурсное производство.

3) для заключения мирового соглашения необходимо согласие кредиторов, имеющих большинство голосов от общего числа голосов кредиторов в соответствии с реестром требований. Финансовое оздоровление может вводиться и без согласия кредиторов, а иногда и вопреки их воле.

4) мировое соглашение может предусматривать возможность прекращения обязательств должника путем предоставления отступного; обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги; новацию обязательств; прощения долга или иными предусмотренными законом способами. Финансовое оздоровление означает выплату задолженности в денежной форме согласно реестру кредиторов в полном объеме.

В Законе о банкротстве финансовому оздоровлению посвящена гл. 5. Согласно п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве в ходе наблюдения должник на основании решения указанных в статье лиц (своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном законом порядке) вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных настоящим законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Это ходатайство и прилагаемые к нему документы необходимо предоставить временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Круг субъектов, которые могут обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления:

1) должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

2) учредители (участники) должника, орган, уполномоченный соб-

ственником имущества должника - унитарного предприятия;

3) третьи лица (по согласованию с собственником).

Эти лица вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательства в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и размере, которые предусмотрены Законом о банкротстве, или организовать предоставление такого обеспечения. В случае организации предоставления обеспечения третьими лицами согласования ходатайства с должником не требуется. 

Законодатель предусмотрел также право обращения указанных лиц с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления непосредственно в арбитражный суд в случаях:

1 - отсутствия решения собрания кредиторов о введении какой-либо процедуры (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);

2 - вопреки воле собрания кредиторов, принявших решение о введении внешнего управления или конкурсного производства при возможности введения процедуры финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

1) предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника – банковская гарантия;

2) размер предоставляемого обеспечения должен превышать размер самих обязательств не менее чем на 20%;

3) графиком погашения предусмотрено начало погашения не позднее, чем через 1 месяц после введения процедуры финансового оздоровления;

4) предусмотрено погашение требований кредиторов пропорционально, равными долями в течение года.

Кроме того, при наличии решения первого собрания кредиторов о применении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, в качестве обеспечения исполнения обязательств должника должна быть представлена банковская гарантия.

В соответствии со ст. 77 Закона о банкротстве решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Общее собрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового руководителя должника.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

1) сведения о предлагаемом учредителями (участниками), собственником имущества должника – унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств соответствии с графиком погашения задолженности;

2) предлагаемый учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия срок финансового оздоровления.

К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

1) план финансового оздоровления;

2) график погашения задолженности;

3) протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – УП.

4) перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

5) сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - УП обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);

6) иные предусмотренные законом документы.

В соответствии со ст. 78 Закона о банкротстве по согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

К ходатайству о введении финансового оздоровления прилагаются:

1) график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом;

2) документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

На основании ст. 79 Закона о банкротстве исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Права и обязанности лица или лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, вытекают из указанного обеспечения и возникают с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления.

Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов. Соглашение об обеспечении обязательств должника, а также сделки во исполнение указанного соглашения, заключенные ранее введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления.

Арбитражный суд оценивает предоставленное обеспечение, в том числе договоры и иные обеспечительные сделки с точки зрения их соответствия Закона о банкротстве. В случае, если такие договоры (сделки) являются ничтожными или использованы одни недопустимые для данной процедуры способы обеспечения исполнения обязательств, процедура финансового оздоровления не может быть введена.

Соглашение о предоставлении обеспечения имеет, как правило, возмездный характер. Это следует в первую очередь из общего положения о запрете дарения между коммерческими юридическими лицами в соответствии с п. 4 ст. 575 ГК РФ. Кроме того, это вытекает из ст. 89 Закона о банкротстве, устанавливающей последствия исполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение.

В случае удовлетворения требований кредиторов этими лицами их собственные требования к должнику погашаются последними после прекращения производства по делу о банкротстве либо в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Если, несмотря на исполнение обязательств по предоставлению обеспечения, в отношении должника вводятся последующие процедуры банкротства, требования указанных лиц вносятся в реестр требований кредиторов на общих основаниях.

Введение новой процедуры банкротства в отношении должника не прекращает обязательства по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

В целом по своей правовой природе соглашение о предоставлении обеспечения представляет собой гражданско-правовую сделку, к которой применимы общие условия действительности сделок.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. 

Его права:

- вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и отмене таких мер,

- вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

- имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

- иные.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- созывать собрания кредиторов;

- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика и плана;

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

- в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств, исполнения обязанностей, вытекающих из обеспечения;

- исполнять иные предусмотренные Законом о банкротстве обязанности.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Законодатель устанавливает и общий срок процедур судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2-х лет. 

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться не только срок финансового оздоровления, но и содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (ст. 80 Закона о банкротстве).

Статья 81 Закона о банкротстве определяет следующие правовые

последствия, которые наступают после введения финансового оздоровления: 

1) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного акта судом. В данном случае в связи со снятием ареста судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке как если бы судом был удовлетворен иск об освобождении имущества от ареста.

2) аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве;

3) осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, кроме взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, возмещении морального вреда;

4) запрещается выделять долю (пай) учредителю (участнику) в имуществе юридического лица-должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5) изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;

6) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

7) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных ст. 134 Закона о банкротстве требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;

8) неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате % и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком. Соглашением между должником и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих начислению процентов. Указанные проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - до даты принятия такого решения.

Однако одним из основных последствий введения финансового оздоровления является установление особого порядка предъявления требований к должнику: в рамках данной процедуры обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику становится невозможным (это касается только требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, осуществляя свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Законодатель устанавливает четыре категории ограничений в распоряжении средствами для должника:

- должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета

кредиторов) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника, а также сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве).

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

 - согласие собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, необходимо для принятия решения о реорганизации (в любой из пяти форм).

- должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. Это сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, кроме реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности; уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве).

Основными документами, составляемыми в ходе финансового оздоровления, являются 1) план финансового оздоровления и 2) график погашения задолженности.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, и утверждается арбитражным судом. При наличии обеспечения исполнения должником обязательств график подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение. С даты утверждения графика возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленный графиком срок.

Статья 84 Закона о банкротстве определяет, что графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за 1 месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашения требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. 

Графиком должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной Закона о банкротстве. В график погашения задолженности могут быть внесены изменения, а также законом предусмотрено право должника на досрочное исполнение графика.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. Денежные средства, полученные в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение, перечисляются на счет должника для расчетов с кредиторами.

Последствия исполнения и неисполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотрены ст. 89-91 Закона о банкротстве.

По результатам проведения финансового оздоровления арбитражный суд выносит:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует;

- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если отсутствует основание для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: