Тема 7. Внешнее управление в деле о банкротстве

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика внешнего управления

2. Правовой статус внешнего управляющего

3. План внешнего управления

4. Меры по восстановлению платежеспособности должника

5. Отчет внешнего управляющего

6. Расчеты с кредиторами

Литература:

Алексеева Е.В. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц: учебное пособие– СПб: СЗИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015.  

Банкротство физических лиц. Часть I. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности (постатейный) / А.Р. Агишева, И.А. Аксенов, О.А. Гревцова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 19. 176 с.

Банкротство физических лиц. Часть II. Изменения в уголовном, гражданском, административном законодательстве и другие (постатейный) / А.Р. Агишева, И.А. Аксенов, О.А. Гревцова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 20. 128 с.

Банкротство хозяйствующих субъектов: учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. Москва: Проспект, 2016. 336 с.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Гришаев С.П., Овчинникова А.В. Эволюция правового регулирования института банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2010. 583 с.

Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2004 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2007. 502 с.

Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 568 с.

Карпенко В.М. Банкротство страховых организаций в России и ЕС // СПС КонсультантПлюс. 2010.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 776 с.

Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Т.М. Жукова, А.А. Кирилловых и др.; под ред. Е.А. Рыбасовой. М.: Юстицинформ, 2011. 624 с.

Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.

Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013. 160 с.

Кузнецов А.П. Банкротство застройщика: теория и практика защиты прав граждан - участников строительства. М.: Статут, 2015. 96 с.

Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.

Минина А.И. Арбитрабильность: теория и практика международного коммерческого арбитража. М.: Инфотропик Медиа, 2014. 128 с.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) / С.Е. Андреев, В.В. Витрянский, С.А. Денисов и др.; под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003. 1037 с.

Несостоятельность (банкротство): научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / В.В. Витрянский, В.В. Бациев, А.В. Егоров и др.; под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. 336 с.

Новоселов Е.В. Банкротство: путеводитель по принятию решений. – М.: Юстицинформ, 2014. – 104 с.

Попондопуло, В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование [Текст]: научно-практическое пособие / В. Ф. Попондопуло. - М.: Проспект, 2012

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2009 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 510 с.

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2007 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 524 с.

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2008 год с комментариями / Т.К. Андреева, И.В. Антонов, В.В. Бациев и др.; под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 462 с.

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.В. Витрянский, С.А. Денисов, А.Л. Новоселов и др.; под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой; Иссл. центр частного права. М.: Статут, 2010. Вып. 11. 292 с.

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Т.К. Андреева, В.В. Витрянский, С.А. Денисов и др.; под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2007. Вып. 2. 261 с.

Пустовалова Е.Ю. Судьба требований кредиторов при банкротстве должника. М.: Статут, 2003. 270 с.

Суворов Е.Д. Банкротство в практике нового Верховного Суда РФ за первый год работы (2014 - 2015): акты и комментарии. М.: Статут, 2016. 368 с.

Ткачев В.Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. 255 с.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 368 с.

Шарапов В.В. Защита инвестиций в новостройки // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. 332 с.

Шишмарева Т.П. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015. 416 с.

Эминов Е.В., Логвинов Ю.В., Бронников С.А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: НОРМА, 2006. 96 с.

1. Общая характеристика внешнего управления

Внешнее управление по своей сути также является важнейшей формой предупреждения банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему (регулируется главой 6, ст. 93-123 Закона о банкротстве). Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации для того, чтобы она могла продолжить свою экономическую деятельность. 

Внешнее управление – это процедура реабилитационного характера, применяется только к юридическим лицам.

Согласно ст. 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Закона о банкротстве. Так, согласно п. ст. 92 Закона о банкротстве иногда внешнее управление может водиться по инициативе арбитражного суда.

Причем арбитражный суд при определенных условиях вправе пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, если имеются достаточные основания полагать, что такое решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве).

На основании ст. 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Закона о банкротстве, не более чем на 6 месяцев, если иное не установлено Закона о банкротстве. Причем определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве.

Таким образом, максимальная продолжительность внешнего управления может равняться 2 годам. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления.

Так, в отношении градообразующей организации возможно продление внешнего управления на срок до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника (ст. ст. 171, 172 Закона о банкротстве).

Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 219 Закона о банкротстве). Внешнее управление в этом случае может быть введено с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также с учетом того, что требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет возможных доходов, полученных по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Срок внешнего управления в этом случае может превышать суммарный 24-месячный срок не более чем на 3 месяца.

При определенных обстоятельствах срок внешнего управления в отношении сельскохозяйственной организации может быть продлен на 1 год (сверх 24-месячного срока). Продление данной процедуры имеет место в случае, когда спад и ухудшение финансового состояния должника произошли в течение внешнего управления по причине воздействия крайне неблагоприятных условий (стихийные бедствия, эпизоотии  и др. обстоятельства, носящие чрезвычайный характер, а также возникли основания для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, установленные ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»[57]). 

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Например, законодатель предусматривает основания досрочного прекращения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

- невыполнение мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления,

- наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 5 ст. 219 Закона о банкротстве 2002 г.).

Досрочное прекращение внешнего управления в этом случае влечет за

собой признание фермерского хозяйства банкротом и открытие конкурсного производства.

С даты введения внешнего управления в соответствии со ст. 94 Закона о банкротстве наступают следующие последствия:

- руководитель должника отстраняется от занимаемой должности: внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации (причем именно внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу);

- прекращаются полномочия (неточная формулировка - полномочия других органов управления только ограничиваются, а не переходят в полном объеме к внешнему управляющему. Полномочия органов управления указываются в п.2 ст. 94 Закона о банкротстве, среди которых можно назвать: решения об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; увеличении уставного капитала акционерного общесмтва путем размещения дополнительных обыкновенных акций и др.) органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; на этих лиц, а также на временного или административного управляющего возлагается обязанность передачи внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;

Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания закона, иными словами, не требуется специального определения арбитражного суда, к примеру, о снятии ареста;

- аресты на имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Мораторий – это одно из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления, поскольку данная льгота позволяет должнику использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.

Под мораторий не подпадают требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Иными словами, под мораторий не должны подпадать требования кредиторов, являющиеся текущими. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. Текущие кредиторы оказываются достаточно уязвимой категорией, поэтому они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований.

В течение срока действия моратория 

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Согласно п. 5 ст. 95 Закона о банкротстве мораторий не распространяется на такие требования, как:

- требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности,

- требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью,

- о выплате компенсации сверх возмещения вреда.

Требования, не подпадающие под мораторий, удовлетворяются по мере их поступления (для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований). Позиция ВАС РФ в отношении данных требований заключается в том, что их удовлетворение должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория:

1) мораторий распространяется и на начисление неустойки (штрафов, пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также проценты, подлежащие уплате; вместо этого производится начисление процентов в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ;

2) мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении, убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнение договоров должника.

Интересен следующий пример из судебной практики. ЗАО «Водоканал» обратилось с иском к ОАО «Металлургический комбинат» о взыскании пени за просрочку платежа. Решением Арбитражного суда исковые требования были удовлетворены.

Суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в отношении ОАО «Металлургический комбинат» введено внешнее управление, а потому кредитор не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке[58].

Этот вывод являлся ошибочным, поскольку срок исполнений денежного обязательства по данному спору наступил в период внешнего управлении. Требования истца подлежали удовлетворению в общем порядке с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, т.е. очередность списания денежных средств со счета. Следовательно, в данном случае истец был вправе предъявить иск независимо от процедуры банкротства.

По мнению ВАС РФ, кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Но предъявление должнику этих требований возможно только после окончания моратория, т.е. после прекращения внешнего управления имуществом должника[59].

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят основные полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Он вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, ее иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления. (ст. 101 Закона о банкротстве).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие: собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст. 101 Закона о банкротстве).

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника; Сюда следует отнести полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными Закона о банкротстве, но полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника.), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения в учете обязательств организации-должника. 

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления. Это полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестра требований кредиторов.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр осуществляется на основании определения суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона о банкротстве).

Помимо этого, согласно ст. 102 Закона о банкротстве внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ).

Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором. П. 2 ст. 102 Закона о банкротстве закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

а) договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;

б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Следует обратить внимание, что Закон о банкростве1998 г. в качестве основания такого отказа рассматривал также ситуацию, когда договор являлся долгосрочным (заключенным на срок более 1 года). Впоследствии Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 г. № 9-П это положение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно позволяло внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгать договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года, что в конечном итоге лишало контрагентов возможности судебного оспаривания одностороннего отказа[60].

Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Вместе с тем не допускается отказ от исполнения следующих договоров:

- заключенных в ходе наблюдения с согласия временного управляющего;

- заключенных в ходе финансового оздоровления с согласия административного управляющего либо собрания кредиторов.

Важнейшей обязанностью внешнего управляющего являются разработка (не позднее чем через месяц с даты своего утверждения) и представление на утверждение собранию кредитов плана внешнего управления.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется внешним управляющим в суд. Если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, не будет представлен в суд, то суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Но если внешнее управление было введено в случае досрочного прекращения финансового оздоровления, то основанием для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может служить непредставление плана в течение двух месяцев с даты введения внешнего управления (п.5 ст. 107 Закона о банкростве).

Закон не предусматривает детальной регламентации формы и содержания плана. Однако согласно ст. 106 Закона о банкростве план внешнего управления должен содержать как минимум три группы положений:

1) положения, касающиеся конкретных мер по восстановлению платежеспособности должника (причем должны быть указаны не только сами меры, но и обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок)

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника),

- закрытие нерентабельных производств,

- взыскание дебиторской задолженности,

- продажа части имущества должника,

- уступка прав требования,

- исполнение обязательств должника собственником имущества

должника - унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника и т.п.

2) положения, предусматривающие срок восстановления платежеспособности должника;

3) положения, касающиеся разграничения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов 

По итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчет, который представляется собранию кредиторов. К отчету

прилагается реестр требований кредиторов.

Данный отчет представляется также в следующих случаях:

- при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;

- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

- в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр.

Согласно п. 3 ст. 117 Закона о банкротстве отчет должен содержать:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника, сведения о мерах по ее взысканию и об оставшихся нереализованными правах требования должника;

- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

- сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;

- сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

Кроме того, к отчету внешнего управляющего должен быть приложен

реестр требований кредиторов.

Отчет должен содержать не только оценку внешнего управляющего проведенных мероприятий, но и его позицию о будущем должника, поэтому в отчете и должно содержаться одно из следующих предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении срока внешнего управления;

- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчет внешнего управляющего должен быть рассмотрен собранием кредиторов. Собрание кредиторов созывается не позднее чем через три недели с даты заявления требования о проведении собрания кредиторов, или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления, или не позднее чем за один месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления.

Иными словами, срок созыва собрания кредиторов ставится в зависимость от оснований прекращения внешнего управления.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов принимает одно из решений, указанных в п. 3 ст. 118 Закона о банкротстве.

Принятое кредиторами решение внешний управляющий обязан направить в арбитражный суд в течение пяти дней с момента проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

Представленные документы должны быть рассмотрены арбитражным

судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего.

Суд проверяет обоснованность решения собрания кредиторов и утверждает либо не утверждает отчет.

Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Если же арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и утвердил конкурсным управляющим другое лицо, то внешний управляющий исполняет его обязанности до даты утверждения конкурсного управляющего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow