Упражнение 1. Осведомленность ума

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом

Пояснение к теме. В спортивной деятельности человек познает мир, прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообразных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состояний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идеомоторных форм интеллектуальной деятельности, т.е. мышления в движении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытует представления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть – ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует действительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напряжения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т.е. в соответствии со своей спецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физические упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) – это не только творчески переживаемый напряженный физический труд, решающий сложную  жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не менее напряженная интеллектуальная деятельность, формирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллектуальные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны – с социальными моделями жизненной борьбы за свое место в социуме.

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладения ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огромная популярность спорта как социальной модели здорового образа жизни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к экранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соответствии с присущими данному виду спорта психомоторными требованиями к уровню развития и проявления умственных и двигательных способностей данного человека в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных видов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изучения интеллектуального потенциала спортсменов – диагностики осведомленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креативности и общей эрудиции, т.е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. Intellectus – разумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» определяется как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».

Лабораторная работа №1

Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психологами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант методики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения основных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из которых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тексте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу последнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упражнений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Форма протокола опыта (таблица ответов испытуемого)

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Упражнение 5

1   21   41   61   81  
2   22   42   62   82  
3   23   43   63   83  
4   24   44   64   84  
5   25   45   65   85  
6   26   46   66   86  
7   27   47   67   87  
8   28   48   68   88  
9   29   49   69   89  
10   30   50   70   90  
11   31   51   71   91  
12   32   52   72   92  
13   33   53   73   93  
14   34   54   74   94  
15   35   55   75   95  
16   36   56   76   96  
17   37   57   77   97  
18   38   58   78   98  
19   39   59   79   99  
20   40   60   80   100  
Итого:                  

Методика работы. Первое, что надо сделать испытуемому, - это на чистом листе бумаги нарисовать таблицу – форму протокола опыта – 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки таблицы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.

       Более детальные инструкции испытуемому и образцы правильных решений даются в каждом из заданий пяти разделов теста. Каждое упражнение в виде списка из 20 вопросов представляется испытуемому только после того, как он ознакомился с образцом варианта правильного ответа.

       На выполнение тестовых упражнений испытуемому отводится определенное количество времени. За это время испытуемому, скорее всего не удастся найти все правильные решения, он может волноваться и даже расстраиваться из-за этого. Чрезмерные эмоции испытуемого могут затруднять проявление его умственных способностей так же, как их полное отсутствие.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан сказать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и внимательно, выполняйте задания в том порядке, в котором они расположены. Если для очередного вопроса Вы не можете найти ответ, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума.

Инструкция: Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по Вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро.

Образец решения: 1. Кролик больше всего похож на …

а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможно правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву в) в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что после каждого вопроса в столбик таблицы ответов надо вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одно решение.

Если понятны условия опыта, включите секундомер (засеките время) и приступайте к работе. Остановите секундомер (зафиксируйте время), когда выполните первое задание.

На первое упражнение испытуемому отводится 6 минут. Данное упражнение измеряет и развивает такое качество ума, как его осведомленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: