I. Изучение профиля мышления спортсменов

Вводные замечания. Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную внутренним миром человека форму информационного взаимодействия с окружающей действительностью и устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

       Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным профилем мышления.

       Профиль мышления конкретного человека отражает доминирующие способы умственной переработки информации на основе присущих ему типов мышления и уровень его креативности (творческий потенциал) как субъекта.

       Профиль мышления может быть определен на основе выявления типов мышления и креативности, которые человек привык или склонен проявлять в своей учебной, трудовой и бытовой деятельности. Профиль мышления является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей продуктивность его деятельности, его склонности, интересы и профессиональную направленность.

       Цель данного задания – определение профиля мышления на основе измерения базовых типов мышления и уровня креативности. В психологии выделяют 4 базовых типа мышления и их обобщенный синтетический тип – креативность. В какой мере базовые типа мышления и креативность присущи людям, занимающихся различными видами спорта?

 

       Упражнение 1. Знакомство с типами мышления

       Инструкция. Прочтите характеристики возможных типов мышления человека и определите: преимущественно к какому типу мышления Вы тяготеете больше, к какому меньше? Взяв за 100% все 5 вариантов, попытайтесь оценить и распределить в процентах, в какой степени представленные типы мышления и креативность присущи Вам?

       Протокол опыта.

Предметное мышление Образное мышление Логическое мышление Символическое мышление креативность
         

 

       1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательных действиях, в сознании новой конструкции и т.п. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.

       2. Образное мышление. Отдельно от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами и воображаемыми картинами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в картине, в произведении художественной деятельности, в новом рисунке, в двигательном образе, в картине из движений и материальных действий. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.

       3. Логическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Их смыслы объединяются в более крупные и целостные знаковые и логические единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с философским и логическим складом ума.

       4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил манипуляции с символами, числами и геометрическими фигурами (в частности, алгебраических, геометрических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

       5. Креативность. Это способность человека к синтетическому типу мышления, обладающему свойствами вышеприведенных 4 базовых типов мышления, плюс иррациональное мышление (вопреки всем правилам). Креативность проявляется в конструктивном и нестандартном решении трудно решаемых задач, что особенно важно для творчества ученых, для организации поведения человека в экстремальных условиях профессиональной и спортивной деятельности, и ситуациях дефицита информации, в чрезвычайных ситуациях выживания.

 

       Упражнение 2. Определение профиля мышления.

       Методика работы.

            Экспериментатор сам зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе опыта отмечают свое согласие или несогласие с вопросом в графе рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

       Протокол опыта.

А Б В Г Д
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
56 57 58 59 60
61 62 63 64 65
66 67 68 69 70
71 72 73 74 75

       Инструкция. Перед вами список вопросов, характеризующих ваши привычки, склонности и интересы. Отмечайте в протоколе опыта сове согласие с вопросом «да» знаком «+», свое несогласие с вопросом «нет» знаком «-».

       Обработка и анализ данных. В протоколе опыта подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять вертикальных столбцов):

А – предметное мышление

Б – символическое мышление,

В – логическое мышление,

Г – образное мышление,

Д – креативность.

       Суммарные оценки по шкалам базового типа мышления (шкалы А, Б, В, Г) и креативности (Д) разбиваются на три интервала: низкий уровень (от 0до 5 баллов), средний уровень (от6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

       Завершение задания.   Определить профиль мышления спортсменов, занимающимся различными видами спорта и соотнести их со своими результатами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: