Вводные замечания. Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную внутренним миром человека форму информационного взаимодействия с окружающей действительностью и устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.
Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным профилем мышления.
Профиль мышления конкретного человека отражает доминирующие способы умственной переработки информации на основе присущих ему типов мышления и уровень его креативности (творческий потенциал) как субъекта.
Профиль мышления может быть определен на основе выявления типов мышления и креативности, которые человек привык или склонен проявлять в своей учебной, трудовой и бытовой деятельности. Профиль мышления является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей продуктивность его деятельности, его склонности, интересы и профессиональную направленность.
Цель данного задания – определение профиля мышления на основе измерения базовых типов мышления и уровня креативности. В психологии выделяют 4 базовых типа мышления и их обобщенный синтетический тип – креативность. В какой мере базовые типа мышления и креативность присущи людям, занимающихся различными видами спорта?
Упражнение 1. Знакомство с типами мышления
Инструкция. Прочтите характеристики возможных типов мышления человека и определите: преимущественно к какому типу мышления Вы тяготеете больше, к какому меньше? Взяв за 100% все 5 вариантов, попытайтесь оценить и распределить в процентах, в какой степени представленные типы мышления и креативность присущи Вам?
Протокол опыта.
Предметное мышление | Образное мышление | Логическое мышление | Символическое мышление | креативность |
1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательных действиях, в сознании новой конструкции и т.п. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.
2. Образное мышление. Отдельно от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами и воображаемыми картинами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в картине, в произведении художественной деятельности, в новом рисунке, в двигательном образе, в картине из движений и материальных действий. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
3. Логическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Их смыслы объединяются в более крупные и целостные знаковые и логические единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с философским и логическим складом ума.
4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил манипуляции с символами, числами и геометрическими фигурами (в частности, алгебраических, геометрических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.
5. Креативность. Это способность человека к синтетическому типу мышления, обладающему свойствами вышеприведенных 4 базовых типов мышления, плюс иррациональное мышление (вопреки всем правилам). Креативность проявляется в конструктивном и нестандартном решении трудно решаемых задач, что особенно важно для творчества ученых, для организации поведения человека в экстремальных условиях профессиональной и спортивной деятельности, и ситуациях дефицита информации, в чрезвычайных ситуациях выживания.
Упражнение 2. Определение профиля мышления.
Методика работы.
Экспериментатор сам зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе опыта отмечают свое согласие или несогласие с вопросом в графе рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
Протокол опыта.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
Инструкция. Перед вами список вопросов, характеризующих ваши привычки, склонности и интересы. Отмечайте в протоколе опыта сове согласие с вопросом «да» знаком «+», свое несогласие с вопросом «нет» знаком «-».
Обработка и анализ данных. В протоколе опыта подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять вертикальных столбцов):
А – предметное мышление
Б – символическое мышление,
В – логическое мышление,
Г – образное мышление,
Д – креативность.
Суммарные оценки по шкалам базового типа мышления (шкалы А, Б, В, Г) и креативности (Д) разбиваются на три интервала: низкий уровень (от 0до 5 баллов), средний уровень (от6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Завершение задания. Определить профиль мышления спортсменов, занимающимся различными видами спорта и соотнести их со своими результатами.