II. Изучение пластичности-ригидности мышления

       Вводные замечания.  Принятый в психологии термин «ригидность» (от лат. Rigidus – жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении мыслимой программы деятельности человека в условиях объективно требующих ее перестройки. Пластичность же в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки.

       Согласно современным нейрофизиологическим данным, ригидность обнаруживает значимые отрицательные корреляции с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность – способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного возбуждения в ответ на раздражитель. Ригидность положительно коррелируется с инертностью нервных процессов.

       Различают три типа ригидности: когнитивную (познавательную), аффективную (неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей) и мотивационную (неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей). Когнитивная ригидность связана с трудностями в перестройке привычных восприятий, представлений и мыслей в измененной ситуации и, как следствие, выражается в задержке (просрочке) своевременного и адекватного ситуации принятия решений. Данное задание изучает когнитивную ригидность мышления.

       Уровень ригидности, проявляемый спортсменом в различных ситуациях, - это индивидуальный показатель его внутренних трудностей умственной адаптации к изменившимся условиям спортивной деятельности, требующих смены тактической установки ведения соревновательной борьбы, что в значительной мере обусловлено особенностями его личности – спортивным опытом, мотивацией, состоянием, самооценкой и внешними факторами соревнования.

       Методика работы. Одним из простейших способов измерения уровня когнитивной ригидности является методика А.С. Ланчинса. На выполнение каждого упражнения дается 90 с. Руководит опытом экспериментатор, он же включает и выключает секундомер. Первичную обработку данных проводит испытуемый под руководством экспериментатора.

       Предварительная инструкция. Возьмите чистый лист бумаги, ручку, секундомер. Вам будет предложено четыре упражнения – написать фразу: «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами после того как секундомер будет включен. Постарайтесь работать как можно быстрее.

       Упражнение 1.

       Инструкция. После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!

       Упражнение 2.

       Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!

       Упражнение 3.

       Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп»! следующим образом: первая в каждом слове и все нечетные буквы в каждом слове должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные должны быть маленькими и печатными.

       Упражнение 4.

       Инструкция. После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп»!, но при этом повторяйте каждую букву в каждом слове два раза подряд.

       Обработка и анализ данных.

  1. Подсчитайте количество букв в каждом упражнении: М1, М2, М3, М4
  2. Суммируйте количество букв в трех упражнениях кроме первого и высчитайте среднее значеие этих трех упражнений: Мср. = (М2+М3+М4)/ 3
  3.  Определите коэффициент когнитивной ригидности: Криг. = Мср./М1

Интерпретация полученных данных.

Если величина Криг лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что испытуемый обладает

 достаточно пластичным и гибким мышлением, способен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Если величина Криг меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого.

       Завершение задания. Обсудите с испытуемым возможности повышения пластичности мышления путем специальных упражнений психотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игрового характера в своем виде спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: