Структура дисциплины для студентов (ОФО/ЗФО)
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Л | С/ПЗ ОФО | С/ПЗ ЗФО | ЛР | СРС ОФО | СРС ЗФО | |||||
1. | Первый семестр Фонетика Специфика артикуляции звуков. Понятие о графической и звуковой системе языка. | - | 8 | 1 | - | 2 | 12 | Опрос Диагностическая контрольная работа | ||
2. | Грамматика (морфология и синтаксис)Структура простого предложения. Отрицание. Образование вопросов. Порядок слов в предложении. Прошедшее время глагола; имя существительное; склонение имен существительных; множественное число имен существительных; сложные существительные. Степени сравнения прилагательных и наречий. Неопределенные местоимения и наречия. | - | 8 | 2 | - | 2 | 12 | Тестирование | ||
3. | Лексика и фразеология Понятие дифференциации лексики по сферам применения. Понятие об основных способах словообразования. Знакомство с основными типами словарей, двуязычными и одноязычными, толковыми, терминологическими др. | - | 10 | 2 | - | 2 | 12 | Опрос Тестирование | ||
4. | АудированиеПонимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. | - | 8 | 1 | - | 2 | 12 | Фронтальный опрос | ||
5. | Чтение Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Перевод, передача содержания текстов бытового и страноведческого характера. | - | 10 | 1 | - | 4 | 12 | Самоконтроль Тестирование | ||
6. | Говорение Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. | - | 10 | 1 | - | 4 | 12 | Фронтальный опрос | ||
Итого 1 семестр
| 54 | 8 | - | 18 | 72 | зачет | ||||
1. | Второй семестр Фонетика Коррекция произносительных навыков. Работа над навыками интонирования, ритма речи (ударные и неударные слова в потоке речи). | 8 | 1 | - | 2 | 10 | ||||
2. | Грамматика (морфология и синтаксис). Согласование времен. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Основные союзы. | - | 8 | 2 | - | 2 | 10 | Блиц-опрос | ||
3. | Лексика и фразеология. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. | - | 10 | 2 | - | 2 | 10 | Фронтальный опрос | ||
4. | Чтение и перевод общенаучной литературы. Развитие навыков ознакомительного чтения. | - | 8 | 2 | - | 4 | 10 | Устный опрос | ||
5. | Аудирование. Развитие навыков восприятия на слух разговорно-бытовой речи, освоение разговорных формул в коммуникативных ситуациях | - | 10 | 1 | - | 4 | 10 | Письменный перевод | ||
6. | Говорение. Составление диалогов по теме (элементы ролевой игры). | - | 4 | 1 | - | 2 | 10 | Лексико-грамматическое тестирование | ||
7. | Письмо:запись текста при многократном прослушивании. | 6 | 1 | 2 | 12 | |||||
Итого 2 семестр
| 54 | 10 | - | 18 | 72 | Зачет | ||||
1. | Третий семестр Фонетика Коррекция произносительных навыков. Работа над навыками интонирования, ритма речи. | 6 | 1 | - | 2 | 10 | Опрос | |||
2. | Грамматика (морфология и синтаксис). Условные придаточные предложения. Неличные формы глагола. Косвенная речь Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. | 8 | 1 | - | 2 | 10 | Тестирование | |||
3. | Лексика и фразеология Работа над расширением лексического запаса общего и терминологического характера. Наиболее употребительная лексика, относящаяся к общему языку и отражающая раннюю специализацию (базовая терминология) | - | 6 | 1 | - | 2 | 10 | Опрос Тестирование | ||
4. | Чтение и перевод общенаучной литературы. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Чтение с варьируемой целью (просмотровое, ознакомительное или изучающее чтение) научных статей. | - | 8 | 1 | - | 2 | 10 | Тестирование | ||
5. | Аудирование. Развитие навыков понимания и извлечения информации из текста. Развитие навыков понимания на слух основной информации при прослушивании беглой речи в диалогах собеседования. | - | 6 | 1 | - | 2 | 10 | Фронтальный опрос | ||
6. | Говорение Воспроизведение по ролям прослушанных диалогов; составление аналогичных диалогов на заданную тему. Работа над развитием навыков выступлений по заранее подготовленной теме. | - | 8 | 1 | - | 2 | 10 | Самоконтроль Тестирование | ||
7. | Чтение и перевод общепрофессиональной литературы. Восприятие смысловой структуры текста, выделение основной и второстепенной информации. Чтение текстов по специальности, составление тезисов прочитанного текста, подготовка сообщений развернутого характера по прочитанной литературе. | - | 6 | 1 | - | 4 | 10 | Фронтальный опрос | ||
8. | Письмо: Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. Написание биографии и резюме при поступлении на работу. Деловая переписка Аббревиатуры в деловой корреспонденции | - | 6 | 1 | - | 2 | 12 | Опрос Тестирование | ||
Итого 3 семестр | - | 54 | 8 | - | 18 | 82 | ||||
- | - | 36 | 0 | экзамен | ||||||
Итого ОФО/ЗФО | 162 | 26 | 90 | 226 |
Содержание разделов дисциплины, образовательные технологии (ОФО, ЗФО)
Практические занятия
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоемкость (часы / зач. ед.) ОФО | Трудоемкость (часы / зач. ед.) ЗФО | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии | |||
1. Я и моя семья Семейные традиции, уклад жизни 2. Дом, жилищные условия. 3. Досуг и развлечения в семье. Семейные путешествия. 4. Еда. Покупки | 54/1,5 | 8/0,2 | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Основной уровень Понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации: - несложные общественно-политические и публицистические тексты по обозначенной тематике Детальное понимание текста: - письма личного характера Повышенный уровень Понимание основного содержания текста и запрашиваемой информации: - нелинейные тексты (социальный Интернет, чаты и т.д.) - прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера (буклеты, проспекты, рекламные листовки, рецепты и т.д.) Детальное понимание текста: - публицистические тексты по обозначенной проблематике Продуктивные виды речевой деятельности Говорение Основной уровень - монолог-описание (своей семьи, семейных традиций, жилища) - монолог-сообщение (о личных планах на будущее) - диалог- расспрос (о предпочтениях в еде, одежде, досуге, хобби) Повышенный уровень - монолог-размышление (о роли семьи в жизни человека) -диалог-расспрос (о семейных традициях, кулинарных и иных предпочтениях) - диалог-обмен мнениями / диалог- убеждение (в рамках ролевых игр по обозначенной проблематике) Письмо Основной уровень - электронные письма личного характера Повышенный уровень -эссе разных типов (по обозначенной проблематике) | ОК-3; ОК- 9, ОК- 11. | знать: грамматику и лексику, представляющую историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета;
уметь: задавать вопросы и отвечать на вопросы; воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь; ориентироваться в межкультурном пространстве в условиях развивающегося общества. - в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию. владеть: идиоматически ограниченной речью, а навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения); наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями.
| e-learning Интерактивные Информационно-коммуникационные | ||||
Учебно-познавательная (Я и мое образование) | 36/1 | 5/0,03 | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Основной уровень Понимание основного содержания текста: - рассказы/ письма зарубежных студентов и/или преподавателей о своих вузах, - блоги/ веб-сайты, информационные буклеты о вузах - описание образовательных курсов и программ Понимание запрашиваемой информации: - интервью с известными учеными и участниками студенческих обменных программ Повышенный уровень Понимание запрашиваемой информации: - презентации зарубежных образовательных программ/ вузов, курсов - поиск информации об университетах за рубежом, (языковых) школах/курсах и др. учебных заведениях с целью продолжения образования с использованием справочной литературы, в том числе, сети Интернет. Детальное понимание текста: - материалы студенческой прессы - информация о конкурсах, стипендиях и грантах Продуктивные виды речевой деятельности Говорение Основной уровень - монолог-описание своего вуза и своей образовательной программы - монолог-сообщение о своей студенческой жизни - монолог-повествование об участии в летней программе Повышенный уровень - диалог- расспрос о зарубежном вузе, возможности продолжения образования за рубежом и участия в обменных программах - диалог-обмен мнениями о специфике систем высшего образования в разных странах - диалог- побуждение к действию по выбору образовательной программы в зарубежном вузе и/или участию в студенческой обменной программе Письмо Основной уровень - запись тезисов выступления о своем вузе -запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и текстов для чтения по изучаемой проблематике -заполнение форм и бланков для участия в студенческих программах - поддержание контактов со студентами за рубежом при помощи электронной почты. Повышенный уровень - оформление письменной части проектного задания (информационный или рекламный листок / буклет о факультете или вузе / телекоммуникационный проект и т.п.); - создание персональных блогов и сайтов | ОК-3, ОК- 9, ОК- 11. | знать: грамматику и лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности; основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности; приемы, формы и методыпроведения индивидуальной и групповой работы в целях рамках повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования.
уметь: осуществлять перевод специальной литературы с иностранного языка и на иностранный язык; участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы); воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь. уметь в рамках обозначенной проблематики общения: - в области чтения: понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных и научных текстов, блогов/веб-сайтов; детально понимать общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, а также письма личного характера; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера владеть: идиоматически ограниченной речью, а также освоить стиль нейтрального научного изложения; навыками разговорно-бытовой речи, наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи; основами публичной речи — делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой).
| e-learning Интерактивные Информационно-коммуникационные | ||||
Социально-культурная (Я и мир. Я и моя страна) 120 часов аудиторной работы, 60 – самостоятельной | 18/0,5 | 5/0,03 | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Основной уровень Понимание основного содержания текста: -общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по обозначенной проблематике Понимание запрашиваемой информации: - прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по обозначенной проблематике Детальное понимание текста: -общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, прагматические тексты справочно-информационного и рекламного характера по обозначенной проблематике Повышенный уровень Понимание запрашиваемой информации: - нелинейные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, гипертексты и др.) Детальное понимание текста: - научно-популярные и научные тексты по обозначенной проблематике Продуктивные виды речевой деятельности Говорение Основной уровень - монолог-описание (родного края, достопримечательностей, туристических маршрутов и т.д.) - монолог-сообщение (о выдающихся личностях, открытиях, событиях и т.д.) - диалог- расспрос (о поездке, увиденном, прочитанном) - диалог-обмен мнениями (по обозначенной проблематике) Повышенный уровень - монолог-описание (образа жизни людей различ-ных социальных, профессиональных и возрастных групп и т.д. в современном мире и в различные исторические периоды; произведений искусства; спортивных мероприятий; природных ландшафтов и т.д.) - монолог-сообщение (о деятельности международных организаций в различных сферах общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни) - монолог-размышление (о перспективах развития региона / науки / отрасли / языков / культур и т.д.) - диалог- расспрос (об особенностях жизни и деятельности представителей различных культур/организаций/групп; о предоставляемых услугах и товарах и т.д.) - диалог-обмен мнениями (о роли и ответствен-ности человека в сохранении экологической и культурной среды) - диалог- убеждение/побуждение к действию (в рамках ролевых игр, дискуссий, диспутов и др. форм полилогического общения) Письмо Основной уровень -заполнение формуляров и бланков прагматического характера (регистрационные бланки, таможенная декларация и т.д.) - письменные проектные задания (презентации, буклеты, рекламные листовки, коллажи, постеры, стенные газеты и т.д.) Повышенный уровень - написание эссе - подготовка докладов на студенческую научную конференцию | ОК-3; ОК- 9, ОК- 11. | знать: грамматику и лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности; историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета; основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности; приемы, формы и методыпроведения индивидуальной и групповой работы в целях рамках повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования уметь:осуществлять перевод специальной литературы с иностранного языка и на иностранный язык; участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы); воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь; ориентироваться в межкультурном пространстве в условиях развивающегося общества; - в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приеме на работу, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии восстановления сбоя в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение. владеть:идиоматически ограниченной речью, а также освоить стиль нейтрального научного изложения; наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи; основами публичной речи — делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой); основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки. | e-learning Интерактивные Информационно-коммуникационные | ||||
Профессиональная (Я и моя будущая профессия) | 54/1,5 | 8/0,2 | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Основной уровень Понимание основного содержания: - публицистические, научно-популярные и научные тексты об истории, характере, перспективах развития науки и профессиональной отрасли - тексты интервью со специалистами и учеными данной профессиональной области Понимание запрашиваемой информации: - научно-популярные и прагматические тексты (справочники, объявления о вакансиях) Детальное понимание текста: - научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли (например, биографии) Повышенный уровень Понимание запрашиваемой информации: - научно-популярные тексты, прагматические тексты (буклеты, справочники) - нелинейные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, гипертексты и др.) Детальное понимание текста: - научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли Продуктивные виды речевой деятельности Говорение Основной уровень - монолог-описание (функциональных обязанностей/квалификационных требований) -монолог-сообщение (о выдающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о перспективах развития отрасли) - монолог-рассуждение по поводу перспектив карьерного роста / возможностей личностного развития - диалог-интервью/собеседование при приеме на работу Повышенный уровень -монолог- сообщение/доклад; выступление на круглом столе проблемной группы - диалог -беседа по обозначенной проблематике - деловая беседа/деловая игра/ -обсуждение проблемных деловых ситуаций (case study) Письмо Основной уровень - написание CV, сопроводительного письма, тезисов письменного доклада Повышенный уровень - деловые письма различных типов, памятки, протоколы и т.д. - выполнение письменного проектного задания | ОК-3; ОК- 9, ОК- 11. | знать: грамматику и лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности; историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета; основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности; приемы, формы и методыпроведения индивидуальной и групповой работы в целях рамках повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования уметь: осуществлять перевод специальной литературы с иностранного языка и на иностранный язык; участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы). - в области письма: заполнять формуляры и бланки прагматического характера; вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также запись тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой проблематике; поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера); оформлять Curriculum Vitae/Resume и сопроводительное письмо, необходимые при приеме на работу, выполнять письменные проектные задания (письменное оформление презентаций, информационных буклетов, рекламных листовок, коллажей, постеров, стенных газет и т.д.). владеть: основами публичной речи — делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой); основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки | Е-learning; Интерактивные; Информационно-коммуникационные; Портфолио. | ||||
Итого | 162/4,5 | 26/0,7 |
| |||||||