Описание показателей и критериев оценивания компетенций

Код компетенции Уровень сформированности компетенции; шкала оценивания Критерии и показатели оценивания компетенций  

Форма промежуточной аттестации – экзамен

ОК- 2

 

«неудовлетворительно» Несформированные (критерий). Знания: - закономерностей исторического развития общества, основных этапов и особенностей истории России, ее места в истории человечества; - основного спектра концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам; - понятийного аппарата исторической науки, основных методов исследования истории. Умения: - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в ретроспективе исторического развития страны; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - правильно выстраивать отношения с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, учитывая исторический опыт взаимоотношений в России представителей разных национальных и конфессиональных групп. Навыки: - конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; - самостоятельного осмысления исторического наследия.
Базовый «удовлетворительно» Сформированные, несистемные (критерий). Знания: - закономерностей исторического развития общества, основных этапов и особенностей истории России, ее места в истории человечества; - основного спектра концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам; - понятийного аппарата исторической науки, основных методов исследования истории. Умения: - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в ретроспективе исторического развития страны; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - правильно выстраивать отношения с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, учитывая исторический опыт взаимоотношений в России представителей разных национальных и конфессиональных групп. Навыки: - конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; - самостоятельного осмысления исторического наследия.
Средний «хорошо» Сформированные, системные, но содержащие отдельные пробелы (критерий). Знания: - закономерностей исторического развития общества, основных этапов и особенностей истории России, ее места в истории человечества; - основного спектра концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам; - понятийного аппарата исторической науки, основных методов исследования истории. Умения: - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в ретроспективе исторического развития страны; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - правильно выстраивать отношения с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, учитывая исторический опыт взаимоотношений в России представителей разных национальных и конфессиональных групп. Навыки: - конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; - самостоятельного осмысления исторического наследия.
Повышенный «отлично» Сформированные, системные (критерий). Знания: - закономерностей исторического развития общества, основных этапов и особенностей истории России, ее места в истории человечества; - основного спектра концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам; - понятийного аппарата исторической науки, основных методов исследования истории. Умения: - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в ретроспективе исторического развития страны; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - правильно выстраивать отношения с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, учитывая исторический опыт взаимоотношений в России представителей разных национальных и конфессиональных групп. Навыки: - конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; - самостоятельного осмысления исторического наследия.

Форма промежуточной аттестации – контрольная работа

ОК-2

Базовый уровень не достигнут

«не зачтено»

Базовый

«зачтено»

обучающийся полностью выполнил задание контрольной работы, показал достаточные знания и умения в рамках усвоенного учебного материала. Контрольная работа оформлена аккуратно, в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

 

Примерный перечень теоретических вопросов к экзамену

1. Раскройте сущность, формы, функции исторического знания. Опишите методы и источники изучения истории.

2. Охарактеризуйте занятия, быт, расселение и взаимоотношения восточнославянских племен в догосударственный период.

3. Назовите и охарактеризуйте основные теории образования Древнерусского государства.

4. Раскройте сущность раннефеодальной монархии. Рассмотрите особенности общественно-политического устройства и социально-экономического строя Киевской Руси. Дайте характеристику древнейшему своду законов «Русская правда».

5. Охарактеризуйте правление первых Рюриковичей, их политику. Объясните причины и раскройте значение принятия Киевской Русью восточной ветви христианства.

6. Опишите причины перехода к политической раздробленности в Киевской Руси. Раскройте закономерность и последствия феодальной раздробленности на Руси.

7. Раскройте историческое значение татаро-монгольского нашествия на Русь. Приведите примеры разных подходов к оценке влияния золотоордынского ига на русские земли в исторической литературе.

8. Раскройте причины и цели шведско-немецкой экспансии на Русь в XIII в. Дайте оценку деятельности Александра Невского.

9. Назовите причины возвышения Москвы. Укажите характерные особенности объединения русских земель вокруг Москвы в XIV в.

10. Охарактеризуйте социально-экономические и политические предпосылки образования Российского единого централизованного государства.

11. Дайте оценку деятельности личности Иван III. Раскройте его роль в освобождении Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды и завершении образования единого Московского государства

12. Раскройте сущность реформ Ивана IV в середине XVI в.

13. Назовите основные тенденции и направления внешней политики Ивана IV.

14. Объясните, в чем заключается значение смутного времени в истории России. Назовите его причины, сущность, проявления.

15. Раскройте историческую роль народных ополчений и их руководителей в борьбе против польско-шведской интервенции.

16. Дайте оценку социально-экономическому развитию России в годы правления первых Романовых.

17. Назовите причины народных выступлений в XVII в.: городских восстаний середины века, восстание под предводительством Степана Разина.

18. Охарактеризуйте политические и социально-экономические реформы Петра I.

19. Проанализируйте основные тенденции и направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.

20. Дайте оценку политическому развитию России в 20-50 гг. XVIII в. Назовите причины «Эпохи дворцовых переворотов».

21. Охарактеризуйте политику просвещенного абсолютизма Екатерины II. Назовите ее основные проявления.

22. Назовите основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в. Раскройте причины русско-турецкого противостояния в этот период.

23. Раскройте причины последнего дворцового переворота в истории России 1801 г. Объясните, почему период правления Павла I называют эпохой «непросвещенного абсолютизма».

24. Дайте оценку социально-экономическому развитию России в годы правления Александр I.

25. Проанализируйте основные тенденции и направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Назовите основные причины победы в Отечественной войне1812 г.

26.  Назовите основные причины восстания декабристов, а так же их поражения. Проведите сравнительный анализ конституционных проектов декабристов.

27. Назовите основные направления внутренней и внешней политики Николая I. В чем проявлялся кризис крепостничества в этот период.

28. Охарактеризуйте основные направления общественной мысли в России в середине XIX века.

29. Раскройте сущность Восточного вопроса во внешней политике России во второй четверти XIX в. Назовите причины его обострения в середине XIX в. Подумайте, почему Россия потерпела поражение в Крымской (Восточной) войне.

30. Назовите причины проведения крестьянской реформы 1861 г. Раскройте ее сущность и содержание. Охарактеризуйте развитие капитализма в пореформенные годы.

31. Раскройте сущность либерально-буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в., и их значение в модернизации России.

32. Охарактеризуйте общественно-политическое движение России в 60-80 гг. XIX в. В чем заключалась особенность идеологии народников.

33. Дайте оценку деятельности Александра III. Раскройте сущность политики «контрреформ» 1880-х гг.

34. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Российской империи в конце XIX – начале ХХ века.

35. Рассмотрите развитие рабочего движения в 80-90 гг. XIX в. Назовите первые рабочие и марксистские организации.

36. Назовите особенности социально-экономического развития России и ее политического строя на рубеже XIX-XX вв..

37. Назовите причины, основных участников, ход и значение революция 1905-1907 гг.

38. Дайте оценку личности П.А. Столыпина и проводимым им реформам. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие России в период 1907-1914 гг.

39. Охарактеризуйте участие России в первой мировой войне. Назовите проявления назревающего общенационального кризиса страны.

40. Назовите причины Февральской революции в России. Какую роль сыграло падение самодержавия в дальнейшей истории страны.

41. Объясните что такое период двоевластия. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие России в этот период.

42. Раскройте сущность Октябрьского переворота1917 г. в России. Дайте оценку деятельности В.И. Ленина. Перечислите основные решения II съезда Советов.

43. Перечислите преобразования советской власти в 1917-1918 гг. в экономической и социальной сфере. В чем заключалась сущность большевистского режима. Какую роль сыграл Брестский мир в дальнейшем развитии страны.

44. Охарактеризуйте положение России в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции. Назовите основные мероприятия политики «военного коммунизма».

45. Назовите причины перехода к новой экономической политике. Раскройте ее сущность и содержание.

46. Охарактеризуйте национальную политику большевиков. Назовите органы власти СССР по Конституции1924 г.

47. Раскройте причины свертывания нэпа и перехода к форсированной индустриализации страны. Назовите основные достижения и просчеты индустриализации и первых пятилеток. Охарактеризуйте роль системы ГУЛАГ в проведении индустриализации.

48. Раскройте сущность сплошной коллективизации, каковы были ее уроки и последствия для страны.

49. Назовите особенности политического режима в стране в конце 1920-х – 1930-е гг. Охарактеризуйте сущность тоталитарной системы и режима личной власти Сталина.

50. Раскройте основные направления внешней политики СССР в
1930-е гг.

51. Назовите причины и раскройте характер Второй мировой войны. Определите роль Великой Отечественной войны советского народа, как составной части второй мировой войны.

52. Охарактеризуйте основные этапы борьбы советского народа против фашистской агрессии. Назовите итоги и уроки Великой Отечественной войны.

53. Выделите основные черты экономического развития и дайте оценку политическому режиму СССР в первое послевоенное десятилетие.

54. Дайте характеристику политическому развитию страны во второй половине 50-х – середине 60-х гг. Проиллюстрируйте противоречивость внутренней и внешней политики Н.С. Хрущева.

55. Проанализируйте причины кризиса социалистической модели к началу 1980-х гг. Объясните, в чем заключались противоречия и трудности социально-экономического и политического развития советского общества к середине 1980-х гг.

56. Дайте оценку деятельности М.С. Горбачева. Выясните причины перехода к политике перестройки и ее провала.

57. Раскройте основные изменения произошедшие во внешней политике Советского государства во второй половине 1980-х гг.

58. Охарактеризуйте августовские события 1991 г. Назовите причины распада СССР.

59. Рассмотрите развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX века. Сформулируйте основные причины Конституционного кризиса 1993 г.

60. Раскройте суть изменений во внутренней и внешней политике Российской Федерации в начале XXI века.


Примерный перечень практических заданий к экзамену

Задание 1: В 1068 г. половцы одержали победу над Ярославичами на р. Альте. А через месяц они оказались разбитыми на голову Святославом Черниговским при Снови, причем 3000 русичей оказалось достаточно против 12000 куманов. Война 1093 – 1116 гг. произошла по инициативе русских, а в XIII в. русские идут на Калку спасать половцев от монголов. Почему вчерашние враги сегодня становились друзьями и наоборот? Разве такие отношения могли быть надежными?

Задание 2: Министр внутренних дел России В.К. Плеве накануне русско-японских событий 1904 года заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война (1904 г.) обернулась поражением для России. Явилось ли это причиной первой революции в стране (1905 – 1907 гг.)? А если бы в войне победила Россия, революции не произошло? Произошли бы Февральская и Октябрьская революции (1917 г.), если бы Россия победила в первой мировой войне?

 

Задание 3: В августе 1917 г. известный кадет П.Н. Милюков говорил, что будущее России – либо Корнилов, либо Ленин. Ленинскую Россию мы знаем. Какой вы представляете себе Россию корниловскую?

 

Задание 4: Ликвидация рабства произошла в России и США почти в одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее, более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему?

 

Задание 5: В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете М.Н. Погодин, использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелиться оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает?» А два десятилетия спустя Россия подчистую проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была «решать судьбу». Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?

 

Задание 6: Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, выбравшего союз с католиками. Москвичи рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая. Почему?

Задание 7: В апреле 1989 г. Реальная оценка положению дел в экономике была неутешительной и в то же время противоречивой. Признавая это, М.С. Горбачев спрашивал: «Как же могло случиться, что улучшение показателей народного хозяйства, повышение производительности труда, наращивание ресурсов, которые хотя и не так, как хотелось бы, но все же проходят, не ведут к улучшению ситуации на рынке, а наоборот, рынок все больше приходит в расстройство?». Действительно – как?

Задание 8: В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с 2империалистическими» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира?

 

Задание 9: В феврале 1878 г. Россия заключила Сан-Стефанский мирный договор, закрепивший победу в русско-турецкой войне. Однако летом 1878 г. Александр II подписал вынужденное решение о подписании Берлинского трактата. Каковы последствия подписания Берлинского трактата для христианских народов Балканского полуострова и значение Берлинского трактата для России? Чем объяснялось решение Александра II подписать берлинский трактат 1878 г.?

 

Задание 10: Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства путем создания общерусского пантеона богов, однако вскоре он изменил свое намерение. Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя. Почему Киевская Русь сделала выбор в пользу монотеизма?

 

Задание 11: Философ Н.А. Бердяев писал: «Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово». Согласны ли вы с этим мнением? Выскажите свое мнение на этот счет.

 

Задание 12: Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Н.М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца 14 в. возвысил главу и спас Отечество». Какие причины обусловили возвышение Москвы? В чем заключалась роль московских князей в борьбе за обретение независимости от Золотой Орды, и в каких событиях это особенно ярко проявилось.

Задание 13: Рассмотрите историческую ситуацию, охарактеризованную историком, и ответьте на вопросы. «С началом династии Романовых (1613) смена царской власти проходила чинно и спокойно: Михаила Федоровича сменил Алексей Михайлович, Алексея Михайловича – Федор Алексеевич. Но как только умер царь Федор, дети Алексея... перессорились в борьбе за власть». Чем была обусловлена упомянутая борьба? Через какие этапы она прошла, и к каким результатам в итоге привела?

 

Задание 14: Ниже приведена точка зрения У. Черчилля на военное положение России к 1917 г. «Ее (России) корабль пошел ко дну у самого входа в гавань». Прокомментируйте высказывание. Была ли у советской России альтернатива Брестскому миру?

Задание 15: Сравните взгляды сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства. Какие положения признавали и те и другие. В чем состояли различия.

 

Задание 16: Сравните особенности географического положения, социально-экономического и общественно-политического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств в XIII – начале XIV вв. Какие формы политического устройства возникли в этих княжествах?

 

Задание 17: Сравните реформы Избранной рады и опричную политику Ивана Грозного. Укажите, что было общим, а что – различным.

 

Задание 18: Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и в 30-е гг. ХХ века. Укажите, что было общим, а что различным.

 

Задание 19: Сравните условия проведения, обсуждаемые вопросы, состав участников, Ялтинской (Крымской) конференции, проходившей в феврале 1945 г. и Потсдамской конференции, проходившей в июле-августе 1945 г. Укажите, что было общим, а что различным.

 

Задание 20: Сравните принципы внешней политики и внешнеполитические меры их реализации в период «оттепели» и перестройки в СССР. Укажите, что было общим, а что различным.

 

Задание 21: Сравните развитие культуры в период перестройки в СССР и в середине 1990-х гг. в России. Укажите, что было общим, а что различным.

 

Задание 22: Ниже приведены две точки зрения на царствование Бориса Годунова:

1) «Этот самый Борис Годунов исполнял свои обязанности столь разумно и ревностно, что почти все дивились и говорили, что на всей Руси нет ему равного по разумности…»

Кондрат Буссов, немецкий наемник, состоял на службе в России

2) «…Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые привлекали к себе и отталкивали от себя – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, положила на него неизгладимый печальный отпечаток…»

В.О. Ключевкий, историк

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

Задание 23: Ниже приведены две точки зрения на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

1) Ряд историков (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.) рассматривали этот период как значительный шаг назад в развитии государственности.

2) Период дворцовых переворотов нельзя оценивать однозначно. Несмотря на противоречивый характер, это был период дальнейшего развития российской государственности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задание 24: Историк В.О. Ключевский считал, что все начинания Александра I были безуспешны. Какую другую точку зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра I, вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

 

Задание 25: Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

«Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».

«Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится... Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».

 

Задание 26: Ниже приведены два суждения об участии России в войне с Турцией 1877-1878 гг.

1) Участие в войне с Турцией 1877-1878 гг. соответствовало государственным интересам России.

2) Участие в войне с Турцией 1877-1878 гг. противоречило государственным интересам России.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задание 27: Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1) Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2) От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

Задание 28: Ниже приведены две точки зрения на факт подписания пакта о ненападении с Германией 1939 г. и секретного протокола к нему:

1) Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2) Подписание пакта и протокола стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задание 29: Ниже приведены две точки зрения на период 1964-1982 гг.:

1) Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2) Период 1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «Эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

Задание 30: В 1068 г. половцы одержали победу над Ярославичами на р. Альте. А через месяц они оказались разбитыми на голову Святославом Черниговским при Снови, причем 3000 русичей оказалось достаточно против 12000 куманов. Война 1093 – 1116 гг. произошла по инициативе русских, а в XIII в. русские идут на Калку спасать половцев от монголов. Почему вчерашние враги сегодня становились друзьями и наоборот? Разве такие отношения могли быть надежными?

Примерные темы контрольных работ.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: