Условия реализации программы дисциплины «фармакогнозия»

Пояснительная  записка

1.Цели и задачи дисциплины:

Цель фармакогнозии как учебной дисциплины согласно образовательно-квалификационной характеристики - приобретение студентами общепрофессиональных компетенций, овладение базовыми знаниями в соответствии с нормативными и законодательными актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность; овладение современными знаниями об идентификации, стандартизации, комплексном товароведческом анализе, химическом составе и использовании лекарственного растительного сырья; усвоение базовых знаний по организации условий труда в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и охраны труда; способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере; способность использовать профессионально профилированные знания в области фармакогнозии для обеспечения условий хранения лекарственного растительного сырья (ЛРС).

Задачи:

- изучение лекарственных растений, лекарственного растительного сырья и продуктов переработки растительного и частично животного происхождения;

- ознакомление с разнообразием морфологических и анатомических структур лекарственных растений и лекарственного растительного сырья;

- ознакомление с диагностическими признаками растений, которые используются при определении сырья;

- усвоение ряда охранных мероприятий, согласно нормативно-правовым актам  относительно использования и охраны растительного мира;

- изучение основных методик определения запасов лекарственного растительного сырья, а также рекомендаций по рациональной заготовке сырья, способов сушки и хранения ее, которые предотвращают потерю биологически активных веществ (БАВ) в сырье;

- ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»; 

- формирование умений приготовления временных микропрепаратов и проведения гистохимических реакций;

- формирование умений анатомо-морфологического описания растений и определения растений по определителям;

 - формирование у студентов практических навыков в сборе и сушке гербария;

- формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач;

- формирование у студентов навыков изучения специальной научной литературы.

 



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Фармакогнозия»

 

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Фармакогнозия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Фармакогнозия» входит в состав дисциплин профессионального цикла.

 

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· проводить информационно-организационную работу по плановой заготовке ЛРС;

· культивировать ЛР на приусадебном участке;

· определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом виде и на гербарных образцах;

· определять идентичность ЛРС разных морфологических групп в цельном, резаном и порошкованном виде;

· пользоваться аналитико-нормативной документацией;

· уметь заготавливать, сушить, стандартизировать и сохранять ЛРС;

· распознавать примеси ботанически близких растений при заготовке, приемке и анализе сырья;

· проводить анализ ЛРС.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;

· охрану растительного мира и основы рационального использования растений

· основные понятия фармакогнозии;

· основные этапы развития фармакогнозии;

· характеристику сырьевой базы ЛР (дикорастущих, культивируемых);

· организацию заготовки ЛРС, основные заготовительные организации и их функции;

· систему рационального использования, охраны и воспроизводства ресурсов ЛР;

· общие правила заготовки ЛРС, способы сушки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения;

·  систему стандартизации ЛРС;

·  основные сведения о распространении и местах произрастания ЛР, применяемых в научной медицине;

· влияние географических и экологических факторов на производительность ЛР;

· методики проведения анализа целого и измельченного лекарственного растительного сырья, сборов;

· документальное оформление результатов анализа ЛРС, юридическое значение фармакогностического анализа;

· морфолого-анатомические признаки ЛР и ЛРС, разрешенных к применению в медицинской практике, возможные примеси;

· основные группы БАВ природного происхождения и их физико-химические свойства;

·  основные способы и формы применения ЛРС в медицине и фармацевтической практике;

·  правила техники безопасности при работе с ЛР и ЛРС.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 260 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 144 часа.

Данная рабочая программа разработана для групп ФМ – 17а(б).

 

 



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 260
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 116
в том числе:  
практические занятия 88
лекции 25
Контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 144
· работа с учебником, конспектирование, · работа с дополнительной литературой, ·  подготовка рефератов, · разработка мультимедийных презентаций, составление: - кроссвордов - ситуационных задач - тестовых заданий · работа: - с гербарным материалом - с растительным сырьем  
Курсовая работа Не предусмотрена
Дифференцированный зачет 4-й семестр


Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.12 (В) Фармакогнозия

 

Наименование разделов и тем                                          

Содержание учебного материала, лабораторные и практические                      работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов Уровень усвоения

1

2

3 4

4-й семестр

   

Раздел 1. Общая фармакогнозия.

14  

Тема 1.1

Введение. Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья.

Содержание учебного материала:

1. Определение фармакогнозии как науки.

2. Основные понятия и термины фармакогнозии.

3. Пути использования лекарственного растительного сырья.

 

2

2

4. Общие правила сбора лекарственного растительного сырья.

5. Сушка ЛРС в зависимости от химического состава и морфологической группы сырья.

6. Аналитико-нормативная документация, регламентирующая качество лекарственного сырья. Организация заготовки ЛРС в аптеке.

2

Практические занятия:

1. Источники лекарственного растительного сырья. АНД на ЛРС.

Хранение лекарственного растительного сырья в аптеках и на складах.

Вредители ЛРС. Методика определения поражения вредителями. Приведение сырья в стандартное состояние. Тара и упаковка.

2

Тема 1.4.

Анализ лекарственного растительного сырья.

Содержание учебного материала:

1. Цели и задачи анализа.

2. Виды анализа ЛРС.

3. Понятие о радиоактивности ЛРС.

2

2

1. Товароведческий анализ.

2. Отбор и исследование средней пробы

2

Практические занятия:

 

4
  1. Микроскопический анализ трав, листьев, цветков, плодов, подземных органов и коры.
2
  1. Товароведческий анализ. Отбор и исследование средней пробы
2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 1:

40

1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме: «Значение работ отечественных и зарубежных ученых в развитии фармакогнозии».

8

2. Составление ситуационных задач.

4

 

3. Составить схему «Основные мероприятия по охране лекарственных растений».

4

4. Законспектировать разделы приказа №44, касающиеся хранения ЛРС в аптеках и на складах.

8

5. Составить схему «Фармакопейная статья и ее разделы»

4

6. Составить схему «Источники ЛРС»

4

7. Написать реферат по теме: «Культивирование лекарственных растений

на приусадебном участке».

 

 

8

Раздел 2. Общая характеристика основных групп БАВ лекарственных растений.

30  

Тема 2.1.

Углеводы и липиды.

Витамины.    Терпеноиды. Эфирные масла.Гликозиды. Горечи.                                  

 Содержание учебного материала:

1. Общая характеристика углеводов, липидов, витаминов.

2. Получение для медицинских целей. Растения – источники.

3. Общая характеристика терпеноидов. Классификация терпеноидов.

4. Общая характеристика эфирных масел.

5. Общая характеристика гликозидов.Горечи, классификация и свойства.

6. Применение в медицине.

Контрольная работа №1.

1 1

2

  Практические занятия:

1. Анализ липидов и углеводов.

2. Анализ эфирных масел по ГФ.

.

2 2

Дифференцированный зачет

2  

Всего за 4-й семестр

22  

5-й семестр

   

Тема 2.3.

Сапонины. Фенольные соединения. Фенологликозиды.

Содержание учебного материала:

1. Общая характеристика сапонинов.

2. Физико-химические свойства сапонинов.

3. Фармакологическое действие сапонинов.

2

2

 

 

Практические занятия:

  1. Качественные реакции на сапонины.
2

Практические занятия:

  1. Качественные реакции на фенологликозиды.
2

Тема 2.4.

Флавоноиды. Кумарины. Хромоны. Лигнаны. Ксантоны.

Антраценпроизводные

Дубильные вещества.

Стероидные соединения..

Содержание учебного материала:

  1. Общая характеристика флавоноидов. Физико-химические свойства. Классификация. Применение в медицине.
  2. Общая характеристика и классификация дубильных веществ.
  3. Физико-химические свойства.
  4. Фармакологическое действие и применение в медицине.
2

 

2

 

Практические занятия:

  1. Реакции идентификации флавоноидов.
  2. Реакции идентификации кумаринов
  3. Реакции идентификации лигнанов, ксантонов
2 2 2

Практические занятия:

  1. Качественные реакции на антраценпроизводные.
2

Практические занятия:

  1. Качественные реакции на дубильные вещества.
  2. Качественные реакции на стероидные соединения.
2 2  

Тема 2.6.

Алкалоиды.

Содержание учебного материала:

  1. Классификация алкалоидов.
  2. Физико-химические свойства.
  3. Фармакологическое действие и применение в медицине.
2       

 

Практические занятия:

  1. Качественные реакции на алкалоиды.
2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 2:

16

 

  1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Лекарственные растения – источники биологически активных веществ».

  8
  1. Составить таблицу «Особенности хранения ЛРС, содержащего различные группы БАВ».
  2. Заполнение таблиц
4   4  

Раздел 3. Лекарственное растительное сырье, влияющее на периферическую нервную систему.

10  

Тема 3.1. Лекарственное растительное сырье, влияющее на афферентную нервную систему.

   

Тема 3.1.1. Лекарственное растительное сырье вяжущего действия.

Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Лекарственное растительное сырье, влияющее на эфферентную нервную систему.

Содержание учебного материала

1. Характеристика лекарственного растительного сырья вяжущего действия.

2. Лекарственное сырье вяжущего действия: дуб обыкновенный, лапчатка прямостоячая. Корневища змеевика, корни и корневища кровохлебки.

3. Характеристика лекарственного растительного сырья обволакивающего действия.

4. Лекарственное сырье обволакивающего действия: лен, алтей лекарственный, армянский.

5. Источники атропина: красавка, белена черная, дурман обыкновенный

2

 
 

Практические занятия:

  1. Кора дуба – макроскопический и микроскопический анализ. Плоды черники – макроскопический анализ. Изучение примесей к плодам черники.
  2. Корневища лапчатки, змеевика, корни и корневища кровохлебки – макроскопический анализ.

2

2

 
 

Практические занятия:

1. Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Изучение учебной наглядности по теме. Корни алтея – макроскопический и микроскопический анализ.

 

 

2  

Практические занятия:

1. Изучение учебной наглядности по теме. Листья белены, дурмана, красавки – макроскопический и микроскопический анализ.

2. Источник эфедрина – трава эфедры. Макроскопический анализ.

2

 
 

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 3:

 

  12

 

  1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Лекарственные растения – источники дубильных веществ».

8
  1. Составить таблицу «Возможные примеси к плодам черники».
4  

Раздел 4. Лекарственное растительное сырье, влияющее на центральную нервную систему.

10  

Тема 4.1. Лекарственное
растительное сырье,
возбуждающее
центральную нервную
систему. Лекарственное

растительное сырье,

угнетающее

центральную нервную

систему.


Содержание учебного материала:
1.Характеристика лекарственного растительного сырья
общетонизирующего действия.

2. Характеристика лекарственного растительного сырья потогонного действия.

2  

Практические занятия:

1.Изучение учебной наглядности по теме. Плоды лимонника, корневища с корнями левзеи, корневища и корни родиолы розовой – макроскопический анализ.

2  

Тема 4.2.1. Лекарственное
растительное сырье
потогонного действия.

Лекарственное
растительное сырье
седативного
действия.

Содержание учебного материала:
1.Характеристика лекарственного растительного сырья потогонного действия.

2.Лекарственное растительное сырье: липа сердцевидная,
малина обыкновенная, бузина черная, череда
трехраздельная.

2  

Практические занятия:

1.Изучение учебной наглядности по теме. Цветки липы, трава череды – макроскопический анализ.
2.Трава пустырника, корневища с корнями валерианы – макроскопический анализ

2 2  

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 4:

16  

 

  1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Лекарственные растения седативного действия».

8  
  1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растений сем. Аралиевые».
4  
  1. Составить инструкцию по заготовке цветков липы.
4  

Раздел 5. Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции исполнительных органов и систем.

30  

Тема 5.1. Лекарственное
растительное сырье,
влияющее на сердечнососудистую систему. Лекарственное

растительное сырье,

влияющее на функции

мочевыделительной

системы

Содержание учебного материала:
1.Характеристика лекарственного растительного сырья
кардиотонического действия.

2. Характеристика лекарственного растительного сырья
мочегонного действия.

Контрольная работа №2.

1 1  

Практические занятия:

1.Изучение учебной наглядности по теме. Лист наперстянки пурпуровой – макроскопический и микроскопический анализ.

2  

Всего за 5-й семестр

48  

6-й семестр

   

2.Лист ландыша – макроскопический и микроскопический
анализ. Сырье антиаритмического действия: боярышник колючий, кровавокрасный.

2  

Практические занятия:

1.Изучение учебной наглядности по теме. Трава хвоща полевого, трава спорыша – макроскопический анализ.

2  

2.Брусника обыкновенная, толокнянка обыкновенная –макроскопический анализ.

2  

Тема 5.2. Лекарственное
растительное сырье,
влияющее на функции органов дыхания.

Лекарственное
растительное сырье,
регулирующее систему
пищеварения.

Содержание учебного материала:
1.Характеристика лекарственного растительного сырья, влияющего на функции органов дыхания.

2. Характеристика лекарственного растительного сырья,

регулирующего систему пищеварения.

2  

Практические занятия:

1.Изучение учебной наглядности по теме. Корни солодки – макроскопический и микроскопический анализ. Листья мать-и-мачехи, трава душицы – макроскопический анализ.

2  

2. Подорожник большой, термопсис ланцетный, чабрец,
тимьян обыкновенный, анис обыкновенный.

2  

3.Фенхель обыкновенный. Краткая характеристика: сушеница топяная, чага, укроп пахучий, тмин обыкновенный, кориандр посевной.

2  

4. Полынь горькая, вахта трехлистная, одуванчик лекарственный, аир болотный, золототысячник малый.

2  

5. Бессмертник песчаный, пижма обыкновенная, кукуруза обыкновенная, чистотел большой, расторопша пятнистая.

2  

6. Крушина ольховидная, жостер слабительный, сенна остролистная, морская капуста. Краткая характеристика: ревень дланевидный.

2  

Тема 5.3. Лекарственное
растительное сырье,
влияющее на систему
кроветворения.

Содержание учебного материала:

  1. Характеристика лекарственного растительного сырья,
    влияющего на систему кроветворения.
  2. Фармакодинамика и фармакокинетика фитопрепаратов.
  3. Требования к качеству лекарственного растительного
    сырья.
2  

Практические занятия:

  1. Изучение учебной наглядности по теме. Горец перечный, горец почечуйный – макро и микроанализ, тысячелистник обыкновенный.
2  
  1. Крапива двудомная, калина обыкновенная, пастушья сумка обыкновенная – макроанализ.
2  

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 5:

 

24  

 

  1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Основные заболевания ЖКТ, симптомы, лечение».

4
  1. Составить из изученного ЛРС прописи сборов для лечения хронических запоров, язвенной болезни, ожирения.
2  
  1. Подготовить презентацию «Побочные эффекты антрагликозидов».
4  
  1. Заполнить таблицу «Макроскопический анализ листьев толокнянки и брусники».
2  
  1. Составить инструкцию заготовки травы горца птичьего
4  
  1. Составить из изученного ЛРС прописи сборов для лечения отеков, геморроя, холецистита.
2  
  1. Заполнить таблицу «Виды наперстянок и их характеристика».
  2. Фармацевтическая опека заболеваний ЖКТ. Решение ситуационных задач.
2   4  

Раздел 6. Лекарственное растительное сырье, регулирующее процессы обмена веществ.

6

 

Тема 6.1. Лекарственное растительное сырье,
содержащее витамины. Лекарственное растительное сырье венотонизирующего действия.

Содержание учебного материала:

  1. Характеристика лекарственного растительного сырья,
    содержащего витамины.
  2. Фармакодинамика и фармакокинетика фитопрепаратов.

 

2  

Практические занятия:

  1. Изучение учебной наглядности по теме. Шиповник коричный и др. виды, черная смородина, рябина обыкновенная. Краткая характеристика: первоцвет весенний, облепиха крушиновидная.
2  

Практические занятия:

  1. Изучение учебной наглядности по теме. Арония черноплодная, лимон, софора японская, гинкго двулопастное, каштан конский.
2  
 

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 6:

  1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Авитаминозы, их симптомы и лечение».

6 4  
 
  1. Составить таблицу «Виды шиповника, являющиеся источниками сырья».
2  

Раздел 7. Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного
действия.

10  

Тема 7.1. Лекарственное
растительное сырье
противомикробного
действия. Лекарственное
растительное сырье
противопаразитарного
действия.

Лекарственное
растительное сырье
противоопухолевого
действия.

Содержание учебного материала:

  1. Характеристика лекарственного растительного сырья
    противомикробного действия.
  2. Характеристика лекарственного растительного сырья
    противопаразитарного действия.
  3. Фармакодинамика и фармакокинетика фитопрепаратов.
  4. Требования к качеству лекарственного растительного
    сырья.

Контрольная работа №3.

1 1  

Практические занятия:

  1. Изучение учебной наглядности по теме. Шалфей лекарственный, ромашка аптечная, зеленая, зверобой продырявленный, пятнистый.
2  
  1. Календула лекарственная. Краткая характеристика: эвкалипт прутовидный, шишки сосны.
2  

Практические занятия:

1. Изучение учебной наглядности по теме. Цветки ромашки аптечной и зеленой – макроскопический анализ.

2  

Практические занятия:

2. Изучение учебной наглядности по теме. Барвинок розовый, подофил, безвременник – макроскопический анализ.

2  

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 7:

6

 

 

1. Заполнение таблицы «Примеси к цветкам ромашки аптечной».

2
 

2. Разработать презентацию по теме: «Культивирование растений, содержащих эфирные масла».

4  

Раздел 8. Лекарственное растительное и животное сырье, влияющее на многие процессы жизнедеятельности человека.

4  
 

Практические занятия:

1. Алоэ древовидное, каланхоэ перистое, Эхинацея пурпурная, чеснок огородный.

2  
 

2. Продукты жизнедеятельности пчелы медоносной, пиявки медицинской, змей – макроанализ.

2  

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 8:

24

 

 

1. Заполнение таблицы «Препараты из сырья животного происхождения»

4
 

2. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме:

«Огородные растения – источники ЛРС».

4  
 

3. Написать сообщение на тему: «БАДы производства фирмы «Эвалар»».

4  
 

Всего за 6-й семестр

46  

Всего:

260  
   
           

 






















































УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОГНОЗИЯ».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: