Этот раздел пособия посвящен описанию авторских психологических программ, направленных на коррекцию негативных психоэмоциональных состояний, возникающих как следствие переживания психотравмирующих событий прошлого. Представленные психологические программы нацелены на помощь ребенку или подростку в совладании с травмой.
В основном описываются особенности использования групповой формы работы, но отдельно взятые упражнения могут быть полезны в проработке психотравмирующего опыта при построении индивидуальной работы
с клиентом.
Описанные методы психологической помощи детям и подросткам — арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, метод активного воображения, сочинение историй и др. — обращаются к бессознательному клиента, позволяют проанализировать внутриличностные процессы, что особенно важно при работе с диссоциациями — прямым следствием травматического стресса. Данные методы позволяют реализовать диалогический подход к оказанию психологической помощи психотравмированной личности — понять и принять себя и свои переживания через развитие внутренней диалогичности.
Предложенные психологические программы имеют методические рекомендации по применению описанных в них методов и предназначены для практикующих психологов. Они дают специалистам возможность широкого выбора наиболее оптимальных средств оказания психологической помощи психотравмированному ребенку.