Упражнение 3. Я в диком лесу

Участникам предлагается нарисовать себя, потерявшимся в диком лесу.

Данное упражнение обладает высоким диагностическим потенциалом и позволяет проработать страхи и стратегии поведения в ситуациях боязни чего-либо. Важно акцентировать внимание подростков на возможных выходах из символической стрессовой ситуации.

Упражнение 4. Захвати руки

Участники становятся в круг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого — схватить как можно большее число рук, не открывая глаз. Потом открывают глаза и смотрят: кто чьи руки захватил, кто оказался оттесненным и т. д.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 4

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица.

Цель — осознание подростками особенностей собственной личности, принятие собственной индивидуальности.

Упражнение 1. Меняются те, кто…

Группа сидит на стульях, расставленных по кругу. Руководитель группы (или доброволец), стоящий в центре круга, — водящий. Он должен объявить признак, по которому участники будут меняться местами. Например: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться с кем-либо местами. Водящий должен успеть занять чье-либо
место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.


Упражнение 2. Что рисует карандаш?

Инструкция: «Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте перед собой простой карандаш. Какой это карандаш? Мягкий или твердый? Длинный или короткий? Хорошо ли он заточен? Есть ли на конце карандаша ластик? Этот карандаш гладкий? А может быть, он покусан собакой или испорчен в детской игре? В чьих руках этот карандаш? Карандаш рисует сам или он лишь инструмент, в чьих-то руках? Опишите, что вы видите? Что рисует этот карандаш? Присмотритесь к деталям. Нравится ли Вам то, что нарисовал карандаш? Хотелось бы Вам изменить эту картину?».

Упражнение представляет собой визуализацию с использованием метода активного воображения. Предлагаемый текст имеет примерное содержание. Желательно произносить фразы медленно, чтобы подростки успевали представлять образы во всех деталях и подробно изучить их. В конце упражнения по желанию участников группы возникшие образы можно нарисовать и обсудить появившиеся мысли и чувства.

Упражнение 3. Маски собственной личности

Подросткам предлагается нарисовать маску самого себя. Маска может изображать то, как подросток воспринимает себя или то, как его воспринимают другие. Она может отражать его лучшие или худшие свойства, определенные эмоциональные состояния или стороны личности. Масок может быть несколько.

Упражнение 4. Слепой паровозик

Участники сцепляются в маленькие «паровозики» по двое-трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушает движения последнего. Тот, кто
в середине — нейтрален. Игра проходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Психологический комментарий: Примерно к третьему-четвертому занятию у каждого формируется свой, неповторимый стиль рисования, по которому участники безошибочно определяют автора. Это способствует созданию ощущения уникальности каждого из участников группы, развивает самоуважение, повышает уверенность в себе.

Занятие 5

Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств.

А. Линкольн.

Все свои недостатки мы сами вложили в себя, нам с ними и работать.

Э. Фелпс, американский юрист.

Цель — эмоциональное отреагирование переживаний, осознание
и проработка внутренних конфликтов и выражение чувств, связанных
с конфликтами, развитие чувства внутреннего контроля, осмысление собственного жизненного опыта и личностной ценности, повышение самооценки.



Упражнение 1. Кролик и койот

Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один из них назван «кроликом», другой — «койотом». Задача «койота» — поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передвигаться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках — «койот» поймал «кролика».

Можно проанализировать доминирующие стратегии поведения участников тренинга — спасти кролика либо помочь койоту поймать добычу.

Упражнение 2. Победи «своего дракона»!

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но мы почему-то миримся с ними. В один прекрасный день почти каждый решается убить «своего дракона». Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое — что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить «со своим драконом», хотя со временем он все больше портит жизнь нам и нашим близким.

Ребятам предлагается нарисовать «своего дракона», назвать его в целом и каждую голову в отдельности.

После выполнения задания школьникам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят «своих драконов». История может быть изображена в виде комикса, представлена рассказом или сценарием фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Упражнение 3. Рисунок собственной жизни

Подросткам предлагается нарисовать свою жизнь, используя предметы и символы, которые приходят на ум. Не обязательно это должна быть картина. Возможен набор каких-нибудь предметов, элементов, фигур, пятен.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: