При построении рабочей программы основное образовательное содержание осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. У детей четвертого года жизни игра самая любимая и естественная деятельность. Игровая деятельность сопровождает во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Задачи по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр:
- развивать игровой опыт каждого ребенка
- поддерживать новые возможности игрового отражения мира,
- развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Сюжетно – ролевые игры | - проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок; - умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы. |
Режиссерские игры | - участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок; освоение способов показа сценок при помощи игрушек, выполнение несложных игровых заданий; - проявление желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации. |
Игровые импровизации | Участие в играх – имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя. |
Самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций | Самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества. |
Хороводные игры | Участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать |
Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами | - игры с песком и снегом; - игры с водой и мыльной пеной; - игры с бумагой; - игры с тенью. |
Дидактические игры | - совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками; - при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности. |
Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:
|
|
1) для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми;
|
|
2) на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
3) на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:
- об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении, предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;
- о создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует») | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий; говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру. | Ребенок проявляет недоверие к окружающим,контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры; наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные требования; реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого; настроение ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым. |
Перспективный план по игровой деятельности
месяц | Формы и методы | |||||||
Беседы | Дидактические игры | Сюжетно – ролевые игры | Совместная деятельность | Чтение | Подвижные игры | |||
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя. "Моя семья" | |||||||
"У нас в гостях бабушки", «Хочу быть как папа». | «А ты кто такой?»; «Кому что надо?» (о профессии) | «Семья»; «День рождения мишки». | Пальчиковая игра «Мы делили апельсин». | К. Ушинский «Петушок с семьей»; Л. Квитко «Бабушкины руки». | «Солнышко и дождик»; «Лошадки». | |||
2 неделя. «Наш любимый детский сад» | ||||||||
«Какая наша группа?»; «Что делает помощник воспитателя?» | «Из чего сделаны наши игрушки?»; «Что растет на участке?». | «Детский сад»; «Семья». | Развивающая игра «Кукла Наташа». | З. Александрова «Катя в яслях»; Е. Янковская «Я хожу в детский сад». | «Трамвай»; «Воробушки и автомобили». | |||
3 неделя. «Игрушки в детском саду» | ||||||||
«Игрушки в нашей комнате»; о том, как следить не только за своим внешним видом, но и за игрушками. | «Подскажите Петрушке, как надо правильно прощаться»; «Подбери посуду для кухни». | «Напои куклу чаем»; «Семья». | Продуктивная деятельность «Построим мебель для куклы и мишки». | А. Барто «Игрушки»; Б. Заходер «Строители». | «Воробушки и автомобили»; «Солнышко и дождик». | |||
4 неделя. «Мой город родной» | ||||||||
«Каменск – мой город родной»; «Моя улица». Просмотр альбома «Достопримечательности Каменска – Шахтинского», | «Расскажи мишке о нашей улице»; «Кому что нужно для работы». | «Трамвай»; «Мы едем, едем, едем». | Пальчиковая игра «Кулак – кольцо, кулак - ладонь» | Н. Саконская «Песенка о метро»; С. Михалков «Кремлевские звезды». | «Медведь и пчелы», хороводная игра «Ой, ребята, тарара» | |||
ОКТЯБРЬ
| 1 неделя. "Золотая осень» | |||||||
«Осень. Что ты о ней знаешь?»; «Осень золотая в гости к нам пришла». | «Оденем куклу на прогулку», «Покажи и назови»; «Найди такой же». | «Семья едет в лес». | Сбор осенних листьев для гербария | потешка «Дождик, дождик полно лить»; М. Пришвин «Листопад». | «Бездомный заяц»; «До названного дерева беги», «Уберем урожай». | |||
2 неделя. «Овощи» | ||||||||
«Что растет на огороде». | «Покажи и назови»; «Найди такой же»; «Узнай и назови овощи». | «Семья, летние заготовки»; «Овощной магазин» | Продуктивная деятель ность: «Консервиро ванные овощи в банке»; «Выросла репка большая и крепкая» | Я. Бжехва «Овощи»; Ю. Тувим «Овощи». | «Птички и кошки»; «Медведь и пчелы» | |||
3 неделя. «Фрукты» | ||||||||
«Что растет в саду?»; «Вкусные и полезные овощи и фрукты» | «Чудесный мешочек»; «Скажи ласково» | «Магазин фруктов»; «Семья, едем на дачу» | Пальчиковая игра «Там котик мохнатый по садику ходит». | В. Сутеев «Мешок яблок»; В. Сутеев «Яблоко». | «Самолеты»«Медведь и пчелы». | |||
4 неделя. «Деревья, листья, плоды» | ||||||||
«Как узнать ель (елку? | «Угадай с какого дерева лист или плод»; «Назови ласково»; «Узнай листик», «Деревья» | «Мои зеленые друзья», игра-драматизация «Путешествие в лес». | Разучивание стихотво рения Е. Александровой «Елочка». | Т. Эгпер «Путешествие в лесу: Елки на горке», «Сказка о том как Маринка в лесу побывала». | «У медведя в бору»; «Раз, два, три, к дереву беги». | |||
НОЯБРЬ | 1 неделя Мониторинг детского развития (проведение диагностических занятий и наблюдений) | |||||||
2 неделя. «Транспорт: наземный и подземный» | ||||||||
«Машины на нашей улице» | «Собери машину»; «Домино о транспорте»; «Найди и назови»; «Покажи мишке, как нужно осторожно катать кукол на машине». | «Транспорт»; «Поездка в лес на поезде»; «Строительство» | Музыкально-игровое упражнение «Поезд» | Прослушивание песен: «Песенка друзей»; «Машина» | «Воробушки и автомобили»; «Трамвай»; «Цветные автомобили» | |||
3 неделя. «Безопасность на улице»
| ||||||||
«О правилах поведения на улице и в транспорте»; «Как нужно переходить через дорогу»; «Что нам говорит светофор» | «Что говорит светофор?», «На чем люди ездят?»; «Найди и назови». | «Транспорт»; «Разные машины едут по дороге, а пешеходы идут по тротуару»; «Мы пешеходы» | Пальчиковая игра «Апельсин». | Г. Георгиев «Светофор»; С. Михалков «Моя улица»; Б. Заходер «Шофер». | «Цветные автомобили»; «Воробушки и автомобили» | |||
4 неделя. «Русские народные сказки» | ||||||||
«Откуда сказка к нам пришла»; «Какие бывают сказки». | «Отгадай сказку»; «Из какой сказки этот герой?». | «Семья»; «Едем в гости к старичку-лесовичку» | Игра-драматизация «Колобок» | потешки «Ладушки-ладушки», «Спи-ка, голубочек, мой сыночек»; русские народные сказки «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | «Цветные автомобили»; «У медведя во бору». | |||
ДЕКАБРЬ | 1 неделя. «Зимующие птицы» | |||||||
«Пернатые гости у нашей кормушки»; «Воробьи и голуби», по картине «Наши птицы». | «Чья тень?», «Кто лишний?»; «Кто из птиц улетел?» | по мотивам стихотворения А. Барто «Синицы»; «Детский сад»; «Делаем кормушки» | Пальчиковая гимнастика «Кормушка» | В. Зотов «Синицы» из книги «Лесная мозаика»; потешка «Сорока-сорока»; В. Стоянов «Воробей». | «Ворона»; «Воробушки и автомобили»; «Птички летают» | |||
2 неделя. «Зимние забавы» | ||||||||
«Зимние забавы»; «Что нам нравится зимой»; «Игры детей зимой»; «Почему детям не холодно» | «Времена года»; «Когда это бывает?»; «Назови зимний вид спорта». | «Автобус»; «Магазин спорттоваров» | Пальчиковая игра «Кулак – кольцо, кулак - ладонь» | Н. Носов «Ступеньки»; Л. Воронкова «Снег идет». | «Бегите ко мне»; «Найди свой цвет» | |||
3 неделя. «Зимушка-зима» | ||||||||
«Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег»; «Как красив зимний лес» | «Назови правильно»; «Кто быстрее найдет дерево»; «Кто это?»; «Как одеваться зимой?» | «Детский сад»; «Транспорт» | Подготовка к новогоднему утреннику | Воробушки и автомобили»; «Вьюга-завируха». | ||||
4 неделя. «Любимый праздник Новый год» | ||||||||
«Кто такой Дед Мороз?»; «Традиции наряжать елку»; «Как в вашей семье будут отмечать праздник». | «Магазин новогодних игрушек»; «Послушай и расскажи»; «Выложи снежинку» (мозаика) | «Путешествие в зимний лес»; «Семья. Встречаем Новый год | Просмотр видеозаписей мультфильмов «Дед Мороз и серый волк», «Письмо». | Русские народные сказки «Снегурочка», «Рукавички»; Л. Воронкова «Снег идет» | «Два Мороза»; «Кто самый меткий». | |||
ЯНВАРЬ | 1 неделя. «Пожарная безопасность» | |||||||
«Будь осторожен с огнем»; «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»; «Правила обращения с огнем». | «Разложи картинки по порядку»; «Чего нельзя делать?» | «Наш дом»; «Мы пожарные» | Настольно-печатные игры: «Лето»; «Профессии». | потешка «Тили-тили, тили-бом»; С. Маршак «Пожар»; К. Чуковский «Путаница» | «Быстрые и ловкие»; «Кто быстрее» | |||
2 неделя. «Советы доктора Неболейкина» | ||||||||
«Что нужно делать, чтобы не болеть»; «О здоровой пище»; «О микробах»; «Как сохранить свое здоровье» | «Полезная и вредная пища»; «Узнай по запаху»; «Органы чувств человека»; «Назови, какой это сок» | «Поликлиника», «Семья» | Продуктивная деятельность: рисование «Витамины вокруг нас»; лепка «Разноцветные витаминки» | Е. Крылов «Как лечили петуха»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | «Цветные автомобили»; «Пузырь» | |||
3 неделя. «Личная гигиена» | ||||||||
«Чистота – залог здоровья»; «Если хочешь быть здоров» | «Покажем мишке, как правильно нужно одеваться»; «Покажи, что я покажу у мишки», Игра-шутка «Мое тело» | «Поликлиника»; «Семья» | пальчиковая игра «Апельсин» | В. Сутеев «Три котенка»; К. Чуковский «Мойдодыр» | «Заморожу»; «Волк и зайцы». | |||
4 неделя. «Когда мамы нет дома» | ||||||||
«Что можно и что нельзя делать, когда мамы нет дома»; «О правилах пожарной безопасности» | «Найди и назови»; «Что для чего»; «Отбери предметы, которые трогать нельзя» | «Семья»; «Транспорт» | Просмотр видеозаписи из серии «Уроки осторожности от тетушки Совы» | В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Павлова «Чьи башмачки» | «Быстрые и ловкие»; «Кто быстрее» | |||
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя. «Фольклор» | |||||||
«Что такое песенки-потешки»; «Откуда к нам пришли потешки» | «Из какой потешки этот герой»; «Найди пару» | «Детский сад», «Поликлиника» | потешки «Ладушки-ладушки», «Люли-люли». | Артикуляционная гимнастика: «Заборчик»; «Лопата». | «У медведя во бору»; «Море волнуется» | |||
2 неделя. «Дымковская игрушка» | ||||||||
«Откуда к нам пришла дымковская игрушка»; «Веселые народные игрушки» | «Найди и назови»; «Найди такую же» | «Детский сад | Рисование «Роспись дымковской игрушки» | А. Дьяков «Веселая дымка», «За студеною водицей»; потешка «Индя-индя, индюшок» | «Кому флажок»; «Встречные перебежки» хороводная игра «Ой, ребята, тарара | |||
3 неделя. «Наши защитники» | ||||||||
«Праздник пап и дедушек»; «Поздравляем наших мальчиков» | «Воспитанные девочки и мальчики»; «Найди и назови». | «Вот солдаты идут»; «Мы плывем на корабле» | Рисование: «Самолеты летят»; «Подарок папе» | С. Никольский «Солдатская школа»; А. Марушин «Что за птицы в небе синем» | «Самолеты»; «Парашютисты» | |||
4 неделя. «Домашние животные» | ||||||||
«О животных на деревенском подворье»; «Каких животных ты знаешь?» | «Чьи это детки?»; «Чья это тень?»; «Кто здесь лишний». | «Поликлиника. Лечим животных»; «Семья. Едем к бабушке в деревню | Конструирование «Ферма кота Матроскина» | русская народная сказка «Коза-дереза»; Е. Чарушин «Собака» | «Зверята»; «Коза рогатая» | |||
МАРТ | 1 неделя. «О любимых мамах» | |||||||
«Как ты помогаешь маме?»; «Где работают наши мамы?»; «У наших девочек тоже праздник» | «Назови ласково»; «Профессии наших мам» | «Семья»; «Детский сад». | Прослушивание аудиозаписей с песнями о весне, маме, бабушке | Г. Виеру «Почему 8 марта в магазинах толчея», «Мамин день»; М. Ивенсон «Кто поможет» | «По ровненькой дорожке»; «Белые снежинки» | |||
2 неделя. «Дикие животные средней полосы» | ||||||||
«Каких диких животных в наших лесах ты знаешь?»; «Где живет медведь?» | «Где чья мама?»; «Кто лишний?», беседа-игра «Для чего зайцам нужны волки» | «Магазин»; «Детский сад». | Хороводная игра «Зоопарк». | русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | «У медведя во бору»; «Лиса и цыплята»; «Зайцы и волк» | |||
3 неделя. «Перелетные птицы» | ||||||||
«Кто такие перелетные птицы?»; «Каких птиц вы знаете?» | «Кто спрятался на дереве?»; «Летает – не летает»; «Кого не стало?» | «Семья. Делаем скворечник», «Поездки в лес» | Рисование «Скворечник» | Л. Толстой «Птица свила гнездо»; Н. Зощенко «Умная птичка»; потешка «Ласточка» | «Птицы и лиса»; «Пузырь». | |||
4 неделя. «Вода, вода» | ||||||||
«Водичка, водичка»; «Где живет капелька»; «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой». | «Плавает – не плавает»; «Какая бывает вода?» | «Семья. Купаем дочку»; «Семья. Стираем белье». | Экспериментирование: «У воды нет вкуса»; «Капельки»; «Лед – твердая вода»; «Встреча с ручейком» | потешки «Водичка-водичка», «От водицы – до водицы», «Дождик, дождик»; В. Сутеев «Кораблик». | «Ручеек»; «Море волнуется» | |||
АПРЕЛЬ | 1 неделя. «Чудесные вещи вокруг нас» | |||||||
«Для чего нужны вещи?»; «О посуде»; «О мебели»; «Об одежде и обуви» | «Чего не хватает?»; «Подбери пару». | «Семья. Оденем дочку»; «Магазин посуды» | Дидактическое упражнение: «Одень Танечку» | К. Чуковский «Федорино горе»; Б. Заходер «Строители», «Портниха», «Сапожник». | «Ровным кругом»; «Ниточка и иголочка» | |||
2 неделя. «Насекомые» | ||||||||
«Неожиданный гость (муха)»; «Маленькие, но очень многочисленные обитатели планеты» | «Опиши насекомых»; «Расположи в порядке возрастания/убывания» | «Поход в лес» | Настольная игра «Зоологическое лото». | В. Бианки «Как муравей домой спешил»; И. Соколов-Микитов «Кузнечик», «Пауки», «Рой» | «Медведь и пчелы»; «Сороконожки». | |||
3 неделя. «Телевидение» | ||||||||
«Мой любимый мультфильм»; «О телеведущем и операторе»; «О художнике-мультипликаторе» | «Чудесный мешочек»; «Собери картинку» (пазлы) | «Семья. У голубого экрана»; «Телепередача для детей» | Конструирование «Телебашня». | Э. Успенский «Трое из Простоквашино», «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду», литературная викторина «В гостях у сказки» | «Карусель»; «Бабочки и стрижи». | |||
4 неделя. «Цветущая весна» | ||||||||
«Какие краски у весны?»; «Весна-красна». | «Какой, какая, какое?»; «Времена года», лото «Основы безопасности на природе». | «Семья. На прогулку в парк»; «Путешествие в весну» | Лепка (коллективная) «Цветущая весна». | В. Бианки «Когда наступает весна»; Л. Агричева «Одуванчик»; С. Маршак «Весенняя песенка» | «Ручеек»; «Весна, приди» | |||
МАЙ | 1 неделя. «Наши любимые поэты К. И. Чуковский, А. Л. Барто» | |||||||
«Кто такие поэты и зачем они нужны? | «Звери, птицы, насекомые»; «Разноцветные дорожки»; «Откуда пришел этот герой?» | Доктор Айболит»; «Мы едем, едем, едем» | Просмотр иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто. | К. Чуковский «Закаляка», «Бебека», «Поросенок»; А. Барто «Гуси-лебеди», «Игра в стадо», «Кто как кричит», «Любитель-рыболов». | «Мишка-лежебока»; «Шла лиса по лесу» « | |||
2 неделя. «Комнатные растения» | ||||||||
«Цветы на подоконнике»; «Почему комнатные цветы не растут на улице?» | «Угадай цветок»; «Найди пару»; «Найди такой же» | «Магазин цветов»; «Семья» | Рисование «Цветочек в горшочке» | Е. Благинина «Подарок»; научный рассказ И. Гурина «Как появляется цветок» | «Заинька, попляши»; «Передай мяч» | |||
3 – 4 недели Мониторинг детского развития |