Раздел № 1 по реализации направления «Социально - коммуникативное развитие»: «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей»

       При построении рабочей программы основное образовательное содержание осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. У детей четвертого года жизни игра самая любимая и естественная деятельность. Игровая деятельность сопровождает во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Задачи по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр:

- развивать игровой опыт каждого ребенка

- поддерживать новые возможности игрового отражения мира,

- развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Сюжетно – ролевые игры - проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок; - умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы.
Режиссерские игры   - участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок; освоение способов показа сценок при помощи игрушек, выполнение несложных игровых заданий; - проявление желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации.
Игровые импровизации Участие в играх – имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.
Самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций Самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества.
Хороводные игры Участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать
Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами - игры с песком и снегом; - игры с водой и мыльной пеной; - игры с бумагой; - игры с тенью.
Дидактические игры - совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками; - при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.

Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:

1) для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми;

2) на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

3) на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:

- об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении, предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;

- о создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.

       Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий; говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру. Ребенок проявляет недоверие к окружающим,контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры; наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные требования; реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого; настроение ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.

Перспективный план по игровой деятельности

месяц

Формы и методы

Беседы Дидактические игры Сюжетно – ролевые игры Совместная деятельность Чтение Подвижные игры

СЕНТЯБРЬ

1 неделя. "Моя семья"

"У нас в гостях бабушки", «Хочу быть как папа». «А ты кто такой?»; «Кому что надо?» (о профессии) «Семья»; «День рождения мишки». Пальчиковая игра «Мы делили апельсин». К. Ушинский «Петушок с семьей»; Л. Квитко «Бабушкины руки». «Солнышко и дождик»; «Лошадки».

2 неделя. «Наш любимый детский сад»

«Какая наша группа?»; «Что делает помощник воспитателя?» «Из чего сделаны наши игрушки?»; «Что растет на участке?». «Детский сад»; «Семья». Развивающая игра «Кукла Наташа». З. Александрова «Катя в яслях»; Е. Янковская «Я хожу в детский сад». «Трамвай»; «Воробушки и автомобили».

3 неделя. «Игрушки в детском саду»

«Игрушки в нашей комнате»; о том, как следить не только за своим внешним видом, но и за игрушками. «Подскажите Петрушке, как надо правильно прощаться»; «Подбери посуду для кухни». «Напои куклу чаем»; «Семья». Продуктивная деятельность «Построим мебель для куклы и мишки». А. Барто «Игрушки»; Б. Заходер «Строители». «Воробушки и автомобили»; «Солнышко и дождик».

4 неделя. «Мой город родной»

«Каменск – мой город родной»; «Моя улица». Просмотр альбома «Достопримечательности Каменска – Шахтинского», «Расскажи мишке о нашей улице»; «Кому что нужно для работы». «Трамвай»; «Мы едем, едем, едем». Пальчиковая игра «Кулак – кольцо, кулак - ладонь» Н. Саконская «Песенка о метро»; С. Михалков «Кремлевские звезды». «Медведь и пчелы», хороводная игра «Ой, ребята, тарара»

ОКТЯБРЬ

1 неделя. "Золотая осень»

«Осень. Что ты о ней знаешь?»; «Осень золотая в гости к нам пришла». «Оденем куклу на прогулку», «Покажи и назови»; «Найди такой же». «Семья едет в лес». Сбор осенних листьев для гербария потешка «Дождик, дождик полно лить»; М. Пришвин «Листопад». «Бездомный заяц»; «До названного дерева беги», «Уберем урожай».

2 неделя. «Овощи»

«Что растет на огороде». «Покажи и назови»; «Найди такой же»; «Узнай и назови овощи».   «Семья, летние заготовки»; «Овощной магазин» Продуктивная деятель ность: «Консервиро ванные овощи в банке»; «Выросла репка большая и крепкая»     Я. Бжехва «Овощи»; Ю. Тувим «Овощи». «Птички и кошки»; «Медведь и пчелы»

3 неделя. «Фрукты»

«Что растет в саду?»; «Вкусные и полезные овощи и фрукты» «Чудесный мешочек»; «Скажи ласково» «Магазин фруктов»; «Семья, едем на дачу» Пальчиковая игра «Там котик мохнатый по садику ходит».   В. Сутеев «Мешок яблок»; В. Сутеев «Яблоко». «Самолеты»«Медведь и пчелы».

4 неделя. «Деревья, листья, плоды»

 «Как узнать ель (елку? «Угадай с какого дерева лист или плод»; «Назови ласково»; «Узнай листик», «Деревья»   «Мои зеленые друзья», игра-драматизация «Путешествие в лес».   Разучивание стихотво рения Е. Александровой «Елочка». Т. Эгпер «Путешествие в лесу: Елки на горке», «Сказка о том как Маринка в лесу побывала». «У медведя в бору»; «Раз, два, три, к дереву беги».

НОЯБРЬ

1 неделя

Мониторинг детского развития (проведение диагностических занятий и наблюдений)

2 неделя. «Транспорт: наземный и подземный»

 «Машины на нашей улице» «Собери машину»; «Домино о транспорте»; «Найди и назови»; «Покажи мишке, как нужно осторожно катать кукол на машине».   «Транспорт»; «Поездка в лес на поезде»; «Строительство» Музыкально-игровое упражнение «Поезд» Прослушивание песен: «Песенка друзей»; «Машина» «Воробушки и автомобили»; «Трамвай»; «Цветные автомобили»

3 неделя. «Безопасность на улице»

«О правилах поведения на улице и в транспорте»; «Как нужно переходить через дорогу»; «Что нам говорит светофор» «Что говорит светофор?», «На чем люди ездят?»; «Найди и назови». «Транспорт»; «Разные машины едут по дороге, а пешеходы идут по тротуару»; «Мы пешеходы»   Пальчиковая игра «Апельсин». Г. Георгиев «Светофор»; С. Михалков «Моя улица»; Б. Заходер «Шофер». «Цветные автомобили»; «Воробушки и автомобили»

4 неделя. «Русские народные сказки»

«Откуда сказка к нам пришла»; «Какие бывают сказки». «Отгадай сказку»; «Из какой сказки этот герой?». «Семья»; «Едем в гости к старичку-лесовичку» Игра-драматизация «Колобок» потешки «Ладушки-ладушки», «Спи-ка, голубочек, мой сыночек»; русские народные сказки «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   «Цветные автомобили»; «У медведя во бору».

ДЕКАБРЬ

1 неделя. «Зимующие птицы»

 «Пернатые гости у нашей кормушки»; «Воробьи и голуби», по картине «Наши птицы». «Чья тень?», «Кто лишний?»; «Кто из птиц улетел?» по мотивам стихотворения А. Барто «Синицы»; «Детский сад»; «Делаем кормушки» Пальчиковая гимнастика «Кормушка» В. Зотов «Синицы» из книги «Лесная мозаика»; потешка «Сорока-сорока»; В. Стоянов «Воробей». «Ворона»; «Воробушки и автомобили»; «Птички летают»

2 неделя. «Зимние забавы»

«Зимние забавы»; «Что нам нравится зимой»; «Игры детей зимой»; «Почему детям не холодно» «Времена года»; «Когда это бывает?»; «Назови зимний вид спорта». «Автобус»; «Магазин спорттоваров» Пальчиковая игра «Кулак – кольцо, кулак - ладонь» Н. Носов «Ступеньки»; Л. Воронкова «Снег идет». «Бегите ко мне»; «Найди свой цвет»

3 неделя. «Зимушка-зима»

«Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег»; «Как красив зимний лес» «Назови правильно»; «Кто быстрее найдет дерево»; «Кто это?»; «Как одеваться зимой?» «Детский сад»; «Транспорт»

Подготовка к новогоднему утреннику

Воробушки и автомобили»; «Вьюга-завируха».

4 неделя. «Любимый праздник Новый год»

«Кто такой Дед Мороз?»; «Традиции наряжать елку»; «Как в вашей семье будут отмечать праздник». «Магазин новогодних игрушек»; «Послушай и расскажи»; «Выложи снежинку» (мозаика) «Путешествие в зимний лес»; «Семья. Встречаем Новый год Просмотр видеозаписей мультфильмов «Дед Мороз и серый волк», «Письмо». Русские народные сказки «Снегурочка», «Рукавички»; Л. Воронкова «Снег идет» «Два Мороза»; «Кто самый меткий».

ЯНВАРЬ

1 неделя. «Пожарная безопасность»

«Будь осторожен с огнем»; «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»; «Правила обращения с огнем». «Разложи картинки по порядку»; «Чего нельзя делать?» «Наш дом»; «Мы пожарные» Настольно-печатные игры: «Лето»; «Профессии». потешка «Тили-тили, тили-бом»; С. Маршак «Пожар»; К. Чуковский «Путаница» «Быстрые и ловкие»; «Кто быстрее»

2 неделя. «Советы доктора Неболейкина»

«Что нужно делать, чтобы не болеть»; «О здоровой пище»; «О микробах»; «Как сохранить свое здоровье» «Полезная и вредная пища»; «Узнай по запаху»; «Органы чувств человека»; «Назови, какой это сок» «Поликлиника», «Семья» Продуктивная деятельность: рисование «Витамины вокруг нас»; лепка «Разноцветные витаминки»   Е. Крылов «Как лечили петуха»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» «Цветные автомобили»; «Пузырь»

3 неделя. «Личная гигиена»

«Чистота – залог здоровья»; «Если хочешь быть здоров» «Покажем мишке, как правильно нужно одеваться»; «Покажи, что я покажу у мишки», Игра-шутка «Мое тело» «Поликлиника»; «Семья» пальчиковая игра «Апельсин» В. Сутеев «Три котенка»; К. Чуковский «Мойдодыр» «Заморожу»; «Волк и зайцы».

4 неделя. «Когда мамы нет дома»

«Что можно и что нельзя делать, когда мамы нет дома»; «О правилах пожарной безопасности» «Найди и назови»; «Что для чего»; «Отбери предметы, которые трогать нельзя» «Семья»; «Транспорт» Просмотр видеозаписи из серии «Уроки осторожности от тетушки Совы» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Павлова «Чьи башмачки»   «Быстрые и ловкие»; «Кто быстрее»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя. «Фольклор»

«Что такое песенки-потешки»; «Откуда к нам пришли потешки» «Из какой потешки этот герой»; «Найди пару» «Детский сад», «Поликлиника» потешки «Ладушки-ладушки», «Люли-люли». Артикуляционная гимнастика: «Заборчик»; «Лопата». «У медведя во бору»; «Море волнуется»

2 неделя. «Дымковская игрушка»

«Откуда к нам пришла дымковская игрушка»; «Веселые народные игрушки» «Найди и назови»; «Найди такую же» «Детский сад Рисование «Роспись дымковской игрушки» А. Дьяков «Веселая дымка», «За студеною водицей»; потешка «Индя-индя, индюшок» «Кому флажок»; «Встречные перебежки» хороводная игра «Ой, ребята, тарара

3 неделя. «Наши защитники»

«Праздник пап и дедушек»; «Поздравляем наших мальчиков» «Воспитанные девочки и мальчики»; «Найди и назови». «Вот солдаты идут»; «Мы плывем на корабле» Рисование: «Самолеты летят»; «Подарок папе» С. Никольский «Солдатская школа»; А. Марушин «Что за птицы в небе синем» «Самолеты»; «Парашютисты»

4 неделя. «Домашние животные»

«О животных на деревенском подворье»; «Каких животных ты знаешь?»     «Чьи это детки?»; «Чья это тень?»; «Кто здесь лишний». «Поликлиника. Лечим животных»; «Семья. Едем к бабушке в деревню     Конструирование «Ферма кота Матроскина» русская народная сказка «Коза-дереза»; Е. Чарушин «Собака» «Зверята»; «Коза рогатая»

МАРТ

1 неделя. «О любимых мамах»

«Как ты помогаешь маме?»; «Где работают наши мамы?»; «У наших девочек тоже праздник» «Назови ласково»; «Профессии наших мам» «Семья»; «Детский сад». Прослушивание аудиозаписей с песнями о весне, маме, бабушке Г. Виеру «Почему 8 марта в магазинах толчея», «Мамин день»; М. Ивенсон «Кто поможет» «По ровненькой дорожке»; «Белые снежинки»

2 неделя. «Дикие животные средней полосы»

«Каких диких животных в наших лесах ты знаешь?»; «Где живет медведь?» «Где чья мама?»; «Кто лишний?», беседа-игра «Для чего зайцам нужны волки» «Магазин»; «Детский сад». Хороводная игра «Зоопарк». русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек» «У медведя во бору»; «Лиса и цыплята»; «Зайцы и волк»

3 неделя. «Перелетные птицы»

«Кто такие перелетные птицы?»; «Каких птиц вы знаете?» «Кто спрятался на дереве?»; «Летает – не летает»; «Кого не стало?» «Семья. Делаем скворечник», «Поездки в лес» Рисование «Скворечник» Л. Толстой «Птица свила гнездо»; Н. Зощенко «Умная птичка»; потешка «Ласточка» «Птицы и лиса»; «Пузырь».

4 неделя. «Вода, вода»

«Водичка, водичка»; «Где живет капелька»; «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой». «Плавает – не плавает»; «Какая бывает вода?» «Семья. Купаем дочку»; «Семья. Стираем белье». Экспериментирование: «У воды нет вкуса»; «Капельки»; «Лед – твердая вода»; «Встреча с ручейком» потешки «Водичка-водичка», «От водицы – до водицы», «Дождик, дождик»; В. Сутеев «Кораблик». «Ручеек»; «Море волнуется»

АПРЕЛЬ

1 неделя. «Чудесные вещи вокруг нас»

«Для чего нужны вещи?»; «О посуде»; «О мебели»; «Об одежде и обуви» «Чего не хватает?»; «Подбери пару». «Семья. Оденем дочку»; «Магазин посуды» Дидактическое упражнение: «Одень Танечку» К. Чуковский «Федорино горе»; Б. Заходер «Строители», «Портниха», «Сапожник». «Ровным кругом»; «Ниточка и иголочка»

2 неделя. «Насекомые»

«Неожиданный гость (муха)»; «Маленькие, но очень многочисленные обитатели планеты» «Опиши насекомых»; «Расположи в порядке возрастания/убывания» «Поход в лес» Настольная игра «Зоологическое лото». В. Бианки «Как муравей домой спешил»; И. Соколов-Микитов «Кузнечик», «Пауки», «Рой»   «Медведь и пчелы»; «Сороконожки».

3 неделя. «Телевидение»

«Мой любимый мультфильм»; «О телеведущем и операторе»; «О художнике-мультипликаторе» «Чудесный мешочек»; «Собери картинку» (пазлы) «Семья. У голубого экрана»; «Телепередача для детей» Конструирование «Телебашня». Э. Успенский «Трое из Простоквашино», «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду», литературная викторина «В гостях у сказки» «Карусель»; «Бабочки и стрижи».

4 неделя. «Цветущая весна»

«Какие краски у весны?»; «Весна-красна». «Какой, какая, какое?»; «Времена года», лото «Основы безопасности на природе». «Семья. На прогулку в парк»; «Путешествие в весну» Лепка (коллективная) «Цветущая весна». В. Бианки «Когда наступает весна»; Л. Агричева «Одуванчик»; С. Маршак «Весенняя песенка» «Ручеек»; «Весна, приди»

МАЙ

1 неделя. «Наши любимые поэты К. И. Чуковский, А. Л. Барто»

«Кто такие поэты и зачем они нужны? «Звери, птицы, насекомые»; «Разноцветные дорожки»; «Откуда пришел этот герой?» Доктор Айболит»; «Мы едем, едем, едем» Просмотр иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто. К. Чуковский «Закаляка», «Бебека», «Поросенок»; А. Барто «Гуси-лебеди», «Игра в стадо», «Кто как кричит», «Любитель-рыболов». «Мишка-лежебока»; «Шла лиса по лесу» «

2 неделя. «Комнатные растения»

«Цветы на подоконнике»; «Почему комнатные цветы не растут на улице?» «Угадай цветок»; «Найди пару»; «Найди такой же» «Магазин цветов»; «Семья» Рисование «Цветочек в горшочке» Е. Благинина «Подарок»; научный рассказ И. Гурина «Как появляется цветок» «Заинька, попляши»; «Передай мяч»

3 – 4 недели

Мониторинг детского развития

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: