Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи познавательного развития:
- Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами),
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
|
|
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Основные разделы реализации направления «Познавательное развитие»:
1) развитие сенсорно - математических представлений;
2) ребенок и мир природы;
3) задачи ознакомления дошкольников с социальным миром.
4) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
Раздел № 1 по реализации направления «Познавательное развитие»: развитие сенсорно – математических представлений»
- Различение цветов спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет.
- Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
|
|
- Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание,, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.
- Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1 – 2 признакам, выделение сходства и отличия.
- Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
Примерные виды интеграции образовательных областей
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | Посредствам организации и оптимизации образовательного процесса |
Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми) «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира) «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни) «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире) «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности) «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы) «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира) «Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание)» |
Перспективное планирование по ФЭМП
№ | Тема и задачи занятий | Основные педагогические цели | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||||
1. | Контрольно-проверочные занятия | Выявление уровня математического развития: умений сравнивать предметы по количественным и качественным характеристикам, комментируя свои действия словами «больше», «меньше», «поровну»; ориентироваться в окружающем пространстве, комментируя свои действия словами «вверх», «вниз», «далеко», «близко». Закрепление знаний о геометрических фигурах и телах (шар, круг, квадрат). Различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки, мебель, посуда, овощи, одежда). Создание и изменение групп предметов путем увеличения и уменьшения их количества, комментируя действия словами «один», «много». Ознакомление со сравнением совокупности предметов по количеству, используя в речи слова «один», «столько же» и «много». Развитие умений выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов путем составления пар; ориентироваться в группе — игровой комнате; анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия [5, с. 77-81; 12, с. 35-58] | Дидактические игры: «Утка с утятками» [9, с. 4]; «Подарим игрушкам флажки» [9, с. 4]. Развивающая игра «Ка кой это формы?» [4, с. 210] | Конструирование из песка куличиков (один большой и много маленьких). Дидактическая игра «Что выбрал Петрушка?» [2, с. 70] | ||
2. | Контрольно-проверочные занятия | Дидактические игры на прогулке: «Украсим платок» [9, с. 4]; «Сплетем веночки»)[9, с. 5] | Рассматривание предметных картинок разных по количеству (один-много). Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке» [2, с. 98] | |||
3. | «Один», «много» [3, с. 17; 10, с. 9] **. Задачи: дать понятия «один», «много», учить сравнивать совокупности предметов по количеству; развивать умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; ориентироваться в группе -игровой комнате | Дидактические игры: «Что нам привез Мишутка» [2, с. 96]; «Сбор урожая» [9, с. 5]. Развивающая игра «Кто что делает» [4, с. 191]. Знакомство детей с логическими блоками Дьенеша (выделение знакомых признаков: знакомый цвет, знакомые фигуры) | Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено разное количество предметов (один большой мяч и много маленьких). Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке» [2, с. 98] | |||
4. | «Один», «столько же», «много» [3,с.29; 10, с. 30]. Задачи: дать понятие о совокупности предметов «столько же»; учить сравнивать предметыпо количеству путем составления пар; закрепить понятие «один», «много»; развивать творческие способности и фантазию. | Дидактические игры: «Найди такую же» [9, с. 9]; «Утка с утятками» [9, с. 4]. Развивающая игра «Самолетики» [4, с. 196]. Дидактическое упражнение «Цвет - сентябрь» [9, с. 33] | Дидактическая игра «Какой мяч больше?» [4, с. 203]. Дидактическое упражнение «Сложи квадрат» [9, с. 11 ] | |||
ОКТЯБРЬ
| ||||||
5. | «Столько же», «больше», «меньше» [3, с. 39; 10, с. 12]. Задачи: развивать умения сравнивать предметы по количеству, используя в речи слова «больше, меньше», анализировать, осуществлять последовательные действия; закрепить понятия «один», «столько же», «много» | Развитие умений: сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар, комментируя свои действия словами «больше», «меньше», «поровну», «столько же», на дальность, используя в речи слова «вверх», «вниз», «далеко», «близко»; ориентироваться в детском саду; соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; соотносить цифру с числом. Развитие фантазии, творческих способностей, пространственных представлений в речи, мыслительных операций, временных представлений.
Закрепление понятий «один», «столько же», «много», «ближе», «дальше». Ознакомление с цифрами 1, 2, геометрическими фигурами - кругом, квадратом и их свойствами. Формирование умений выделять признакисходства и различия геометрических фигур - круга и квадрата, группировать предметы по качественным признакам (цвет,форма), устанавливать взаимосвязь междукачественными и количественными признаками предметов | Дидактические игры: «Отгадай, что в мешочке» [2, с. 98]; «Найди такую же фигуру» [9, с. 9]; «Посади огород» [9, с. 21] | Развивающая ситуация «Найди меня» [1, с. 270]. Развивающая игра «Собери круги» (2-3 части) | ||
6. | «Столько же», «больше», «меньше», «поровну» [3, с. 48; 10, с. 13]. Задачи: закреплять умения сравнивать предметы по количеству с помощью составления пар, используя в речи слова «больше», «меньше», «поровну», «столько же» и понятия «один», «столько же», «много»; выделять признаки сходства и различия геометрических фигур (круг, квадрат); развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия | Дидактические игры: «Поезд» [3, с. 17]; «Куклы пришли в гости» [3, с. 29]; «Бегите ко мне» [9, с. 26] | Дидактические игры: «Отгадай, что в мешочке» [9, с. 7; 2, с. 98]; «Найди такую же фигуру» [9, с. 9] | |||
7. | Ориентировка в пространстве [3, с. 58; 10, с. 15]. Задачи: закреплять умения: сравнивать предметы по количествус помощью составления пар, используя в речи слова «больше»,«меньше»; понятия «один», «столько же», «много»; Развивать умения:ориентироваться в детском саду;сравнивать предметы на дальность,используя в речи слова «вверх»,«вниз», «дале ко», «близко»; анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия | Дидактические игры:«Переполох» [9, с. 24];«Сбор фруктов (урожая)»[9, с. 19]; «Отгадай, чтов мешочке» [2, с. 98]: 1) овощи, фрукты; 2) резиновые игрушки.Подвижная игра «Ищисвой дом» [9, с. 29] | Дидактические игры: «Посади огород» [9, с. 21]; «Гдезвенит колокольчик?»[9, с. 21]; «Разноцветныефонарики» [9, с. 58] | |||
8. | Свойства предметов. Счет до двух[3, с. 66; 10, с. 16]. Задачи: развивать умения: выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов; развивать навыки счета додвух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих один идва элемента, и установления равенства между совокупностями путемприбавления и вычитания единицы;совершенствовать мыслительные операции, речь, временные представления. | Дидактические игры:«Собери бусы» [3, с. 30];«Один, два» [9, с. 34]. Дидактическое упражнение «Собери разрезныекартинки геометрическихфигур (квадрат, круг)на 3-4 части». | Самостоятельная дея тельность в игротеке с логическими блоками Дьенеша(выделение геометрическихтел: шар, куб; форм: круглая, квадратная). Дидактическая игра «Бегитеко мне» [2, с. 78] (синие,красные, зеленые флажки) | |||
НОЯБРЬ | ||||||
9. | Счет до двух. Цифры 1 и 2 [3, с. 76; 10, с. 18].Задачи: закреплять навыки счетадо двух; познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;развивать умение соотносить цифрус количеством; развивать фантазию; совершенствовать творческие способности | Развитие умений: сравнивать предметы, выделяя параметр ширины «шире», «уже»;находить признаки сходства и различия,выражая их в речи; обосновывать выборспособа решения; ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела, используя в речи слова «справа», «слева»; со- относить цифры 1 и 2 с количеством; выявлять закономерность в расположении фигур.Закрепление навыка счета до двух. Освоение сенсорных эталонов с предметами окружающего мира. Ознакомление с геометрическим телом —шаром и геометрической фигурой - тре-угольником и их свойствами; образованием числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2-3 элемента. Развитие наблюдательности, мыслительных операций, воображения, творческих способностей.
| Дидактические игры:«Кукла Маша купиламебель» [9, с. 23]; «Составь предмет» [9, с. 69] (использование не силуэтов, а цветных разрезныхкартинок). Развивающая игра «Оденем куклу на прогулку» [9, с. 39] | Самостоятельная деятельность в игротеке с логическими блоками Дьенеша(сравнение круглых и квадратных блоков) | ||
10. | Круг. Свойства круга [3, с. 84; 10, с. 23].Задачи: закреплять навыки счетадо двух; развивать умения: соотносить цифру с количеством, соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; познакомить с кругом и его свойствами;развивать фантазию; совершенствовать творческие способности. | Дидактические игры: «Что изменилось», «Посылка для двух медвежат» [3, с. 76] | Рассматривание цифр(1-й 2). Собирание разрезных кругов различного цвета | |||
11. | Шар. Свойства шара. Прост ранственные отношения «справа»,«слева» [3, с. 104; 10, с. 24]. Задачи: развивать умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; познакомить с шаром и его свойствами,с пространственными отношениями«справа», «слева»; закреплять навыки счета до двух и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; развивать наблю дательность, мыслительные операции, воображение | Дидактические игры:«Сбор урожая овощей»,«Готовим салат»[3, с. 84, 85]. Дидактические упражнения: «Угадай цвет» [9, с. 44]; «Дружат – недружат» [9, с. 45] | Взаимодействие детейс круглыми предметамив группе. Рассматривание геометрического тела (шар большойи маленький) | |||
12. | Счет до трех. Число 3 [10, с. 28; 3, с. 125]. Задачи: познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2—3 элемента, с треугольником; развивать творческие способности, умение обосновывать выбор способа решения. | Дидактические игры: «Что лишнее?» [3, с. 39]; «Найди такой же» [9, с. 36] | Взаимодействие с предметами, имеющими форму шара | |||
ДЕКАБРЬ | ||||||
13. | Цифра 3 [10, с. 30; 3, с. 135]. Задачи: познакомить с цифрой 3 и ее формой наглядного изображения; закреплять навыки счета до трех и умение соотносить цифры 1, 2 и 3 с количеством; развивать умения: анализировать, сравнивать, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее, выделять признаки сходства и различия геометрических фигур | Развитие умений: сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; находить признаки сходства и различия, контрастные признаки, комментируя действия словами «большой» — «маленький», «толстый» - «тонкий», «высокий» — «низкий», «узкий — «широкий»; различать геометрическую фигуру и тело (круг, шар), выделять признаки их сходства и различия, анализировать, сравнивать, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Ознакомление с цифрой 3 и формой ее наглядного изображения. Закрепление навыков счета до трех и умения соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством. Совершенствование творческих способностей | Дидактическое упражнение «Спрячь мышку» [9, с. 31]. Конструирование по логи ческим блокам Дьенеша | Вариант конструирова ния по логическим блокам Дьенеша: «Найди нужную фигуру» | ||
14. | «Шире», «уже» [10, с. 26; 3, с. 114]. Задачи: закреплять навыки счета до двух и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; развивать уме ния: выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее, сравнивать предметы, выделяя параметр ширины «шире», «уже», находить признаки сходства и различия и выражать их в речи; совершенствовать творческие способности | Дидактические игры: «Разноцветные ленточки» [9, с. 28]; «Зеркало» [9, с. 37]. Подвижная игра «Кролики в клетке» [9, с. 45] | Игра «Разноцветные фонарики» [7, с. 17]. Дидактическое упражнение «Соотношение предметов двух заданных форм: круг -квадрат, и цвета из четырех» [11, с. 66] | |||
15. | «Длиннее», «короче» [3, с. 94; 10, с. 21]. Задачи: развивать умения сравнивать предметы по длине, используя в речи слова «длиннее», «короче»; закреплять понятия «ближе», «дальше»; навыки счета до двух и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; совершенствовать прост ранственные представления, речь. | Дидактические игры: «Сверни ленту» [9, с. 18]; «Найди такой же» [9, с. 36] | Дидактическое упражнение «Размещение грибков двух цветов в отверстия столиков соответствующего цвета (ж-с, с-з, кр-з)» [11, с. 71]. Дидактическая игра «Приходите на лужок» [2, с. 128]. | |||
16. | «Выше», «ниже» [10, с. 34; 3,с. 164]. Задачи: развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты; закреплять навыки счета в пределах трех и умение соотносить цифру с количеством; познакомить со способами составления совокупности предметов по определенному признаку; совершенствовать мысли тельные операции, речь, внимание, память. | Дидактическая игра «Что делают матрешки» [9, с. 12]. Развивающая игра «Украсим елочку» [9, с. 58] | Дидактические упражнения: «Кто выше» [9, с. 19]; «Собери круг и квадрат (разрезные фигуры на 2-3 части)». Подвижная игра «Самолеты» [8, с. 6] | |||
ЯНВАРЬ | ||||||
17. | Ознакомление с понятиями: «на», «над», «под» [10, с. 32; 3, с. 145]. Задачи: формировать пространственные отношения «на», «над», «под», умение вести отсчет предметов в пределах трех и выделять параметр длины; закреплять навыки счета до трех, знание цифры 3; развивать мышление, речь; воспитывать самостоятельность | Формирование пространственных отношений «на», «над», «под». Ознакомление с геометрической фигурой — треугольником и его свойствами; с параметром ширины («тоньше» - «толще»). Закрепление навыков счета в пределах трех и знание цифр 1-3. Развитие умений: вести отсчет предметов в пределах трех, выделяя параметры длины, высоты, ширины; пересчитывать предметы, обозначая их количество соответствующей цифрой; выделять признаки сходства и различия геометрических фигур и форм предметов (круглая, треугольная, квадратная). Активное использование в речи слов: «раньше», «позже», «выше», «ниже», «уже», «шире», «длиннее», «короче». Развитие мышления, речи, самостоятельности | Дидактические игры: «Широкая и узкая дорога» [9, с. 18]; «Найди ошибки» [9, с. 36] | Вариант конструирова ния по логическим блокам Дьенеша: «Найди фигуру не такую, как эта» (по схемам) | ||
18. | Треугольник [10, с. 39; 3, с. 125]. Задачи: познакомить с треугольником и его свойствами, со способами нахождения признаков сходства и различия предметов; развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты; закреплять навыки счета в пределах трех и знание цифр 1-3; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память | Дидактическая игра «Приходите на лужок» [9, с. 15] | Рассматривание треу гольника, собирание разрезных картинок (треугольник, круг, квадрат) на 3—4 части. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» [9, с. 44] | |||
19. | Временные отношения «сначала», «потом», «раньше», «позже» [10, с. 36; 3, с. 155]. Задачи: формировать временные представления; закреплять умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память | Дидактические игры: «Когда это бывает?» [9, с. 20]; «Раньше - позже» [9, с. 34]; «Построим лесенку» [9, с. 55] | Развивающая игра «Составь цветок» [9, с. 45]. Развивающая ситуация «Накормим куклу обедом» [4, с. 205] | |||
20. | «Толще», «тоньше». Задачи: развивать умения сравнивать предметы, выделяя параметр ширины («толще», «тоньше»), выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее; закреплять навыки счета до трех и умение соотносить цифры 1,2, 3 с количеством; совершенствовать творческие способности | Дидактическое упражнение «Спрячь мышку» [9, с. 31]. Развивающие игры: «Что это такое» [9, с. 38]; «Окраска воды» [9, с. 58] | Подвижная игра «Кролики в клетке» [9, с. 45]. Развивающая ситуация «Оденем куклу после сна» [4, с. 200] | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
21. | Счет до четырех. Число 4 в цифра 4[10, с. 37; 3, с. 176]. Задачи: познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3-4 элемента, с формой наглядногоизображения числа 4; закрепить умение соотносить цифру с количеством; развивать умения выделять характеристические свойства предметов; наблюдательность, речь, пространственные представления | Ознакомление со способами нахождения признаков сходства и различия предметов; с образованием числа 4 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3—4 элемента, с формой наглядного изображения числа 4; с геометрической фигурой - квадратом и его свойствами, с геометрическим телом - кубом и его свойствами. Развитие мыслительных операций, речи, внимания, памяти, наблюдательности, пространственных представлений. Выявление признаков предметов (форма, цвет, размер). Развитие умений: выделять характеристические свойства предметов; сравнивать, находить признаки сходства и различия предметов, выражая их в речи; определять размер предметов путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз (длинный, короткий, самый длинный, еще длиннее); ориентироваться в схеме собственного тела и основных пространственных направлениях от себя («вверху», «внизу», «впереди», «сзади»); определять массу (вес) предмета: тяжелый, легкийсоотносить цифру с количеством, объединять предметы по общему признаку. Формирование временных представлений | Дидактическая игра «Раз, два, три - ищи» [9, с 17]. Малоподвижная игра «Через ручеек» [9, с. 22]. Развивающая игра «Уникуб» [9, с. 53] | Дидактическая игра «Найди пару» [7, с. 14]. Дидактическое упраж нение на цвет (раскладывание одно родных предметов на две группы) [6, с. 68] | ||
22. | Квадрат [10, с. 39; 3, с. 187]. Задачи: познакомить с геометрической фигурой - квадратом и его свойствами, способами нахождения признаков сходства и различия предметов; закрепить навыки счета в пределах четырех и знание цифр 1- 4; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память | Дидактические игры: «Составь цепочку» [9, с. 11]; «Запомни узор» [9, с. 37]. Развивающая игра «Мишки в гостях у ребят» [9, с. 40] | Вариант конструирова ния по логическим блокам Дьенеша: «Сложи узор». Дидактическая игра «Сложи квадрат» [9, с. 70] | |||
23. | Куб» [10, с. 41; 3, с. 197]. Задачи: познакомить с геометрическим телом - кубом и его свойствами; закрепить навыки счета в пределах четырех и знание цифр 1-4;упражнять в счете звуков; формировать временные представления; развивать умения сравнивать, находитьпризнаки сходства и различия предметов, выражая их в речи | Развивающие игры: «Оденем куклу на прогулку» [9, с. 39]; «Кому дать» [9, с. 43]; «Уникуб» [9, с. 53] | Развивающая игра «Найди одинаковые» [9, с. 44] Дидактическая игра «Принеси и покажи» [2, с. 112] | |||
24. | Ориентировка в пространстве [10, с. 43, 45; 3, с. 210,220]. Задачи: познакомить с понятиями «вверху», «внизу»; закрепить понятия «слева, справа», навыки счета в пределах четырех и знание цифр 1-4, знание тел и геометрических фигур; развивать умения: находить признаки сходства и различия предметов, определять размер предметов путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз (длинный, короткий, самый длинный, еще длиннее), выделять признаки сходства и различия геометрических фигур; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память | Дидактические упраж нения: «В какой руке игрушка»; «Где твоя рука?»; «Какой рукой быстрее?» [9, с. 20]. 2. Развивающая игра «Волшебный столик» [9, с. 65]. 3. Дидактическая игра «Продолжи ряд» [9, с. 70] | Развивающая игра «Укрась шарфик» [9, с. 43]. Дидактическое упраж нение «Размещение грибков двух цветов в отверстия столиков соответствующего цвета (ж-с, с-з, кр-з)» [11, с. 71] | |||
МАРТ | ||||||
25. | «Впереди», «сзади» [10, с. 51; 3,с.241]. Задачи: познакомить с понятиями «впереди» - «сзади»; формировать пространственные отношения; закрепить навыки счета в пределах пяти и умение соотносить цифры 1-5 с количеством; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память; совершенствовать творческие способности | Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб). Сосчитывание и сравнение предметов в количестве 3-5 («много», «мало», «столько же»). Освоение цифр. Формирование пространственных отношений («вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»); временных представлений Развитие умений: сравнивать, находить признаки сходства и различия предметов, выражая их в речи; определять размер предметов путем их непосредственного сравнения: приложения, сопоставления на глаз (длинный, короткий, самый длинный, еще длиннее). Совершенствование мыслительных операций, речи, внимания, памяти | Дидактическое упражнение «Где звенит колокольчик» [9, с. 21]. 2. Развивающая игра «Угадай, кого загадали» [9, с. 57]. | Развивающие игры: «Составь предмет» [9, с. 69]; «Круг, квадрат» [4, с. 211] | ||
26. | Счет до пяти. Число и цифра 5 [10, с. 47; 3, с. 231]. Задачи: познакомить с цифрой 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов, с формой наглядного изображения числа 5, со способами нахожде-ния признаковсходства и различия предметов; формировать временные представления; закрепить навыки счета в пределах четырех и знание цифр 1-4; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память | Развивающие игры: «Три медведя» [9, с. 55]; «Уникуб» [9, с. 53]. Дидактическая игра «Сложи узор» [9, с. 57]. 3. Пальчиковая игра «Котята» [9, с. 64] | Развивающая игра «Гуси с гусятами» [4, с. 214]. | |||
27. | Числовой ряд Задачи: развивать умение сосчитывать предметы в пределах пяти; познакомить с формой наглядного изображения числа 5; формировать временные представ ления; закрепить навыки счета в пределах пяти и знание цифр 1-5 | Развивающая игра «Закрой цветочки» [9, с. 41]. 2. Пальчиковая игра «Поросята» [9, с. 64] | Дидактическая игра «Разноцветные фонарики» [9, с. 58] Дидактическая игра «Силуэты» [13, с. 12]. Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша | |||
28. | «Впереди», «сзади» [10, с. 51; 3, с. 241]. Задачи: познакомить с понятиями «впереди», «сзади»; формировать пространственные отношения; закрепить навыки счета в пределах пяти и умение соотносить цифры 1-5 с количеством; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память; совершенствовать творческие способности. | Дидактические игры: «Поезд» [9, с. 22]; «Разноцветные мячи» [9, с. 59]. 2. Развивающая игра «Проказы мишки-шалунишки» [9, с. 66] | Развивающие игры: «Уникуб» [9, с. 53]; «Силуэты» [13, с. 12] | |||
АПРЕЛЬ | ||||||
29. | Пара [10, с. 53; 3, с. 259]. Задачи: формировать представления о парных предметах; закрепить умения сравнивать предметы счета, знание цифр 1—5; развивать умение представлять предмет (создавать образ по схематическому изображению);совершенствовать мыслительные операции, речь; воспитывать умение работать в группе | Развитие навыков группировать и воссоздавать предметы из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб); умений схематическому изображению); считать по – средствомтактильно-моторных ощущений. Формирование представлений о парныхпредметах, пространственных отношений;умений пользоваться планом для воссоздания взаимного расположения предметовв ограниченном пространстве. Ознакомление с понятиями «сегодня», «завтра, вчера»; с частями суток; с режимом дняв детском саду. Совершенствование мыслительных операций, речи | Дидактическая игра «Разберем и соберем» [9, с. 14].«Дети на прогулке» [9, с. 38]. | Развивающая игра «Составь предмет» [9, с. 69 | ||
30. | «Рядом», «в ряд», «друг за другом» [10, с. 49; 3, с. 250].Задачи: познакомить с понятиями«внутри», «снаружи»; формироватьпространственные отношения;закрепить навыки счета в пределах пяти и умение соотносить цифры 1—5 с количеством; развиватьумение считать посредством так-тильно-моторных ощущений | Дидактическое упражнение «Подбери по цвету»[9, с. 32]. Дидактическая игра«Запомни узор» [9, с. 37]. Пальчиковая игра «Во- робьи» [9, с. 64] | Малоподвижная игра «Черезручеек» [9, с. 22]. Развивающая игра «Запомниузор» [9, с. 37] | |||
31. | Временные отношения «сегодня», «завтра», «вчера». Задачи: познакомить с временными отношениями; развивать умение различать понятия «сегодня»,«завтра», «вчера», мыслительныеоперации, речь; закрепить навыкисосчитывания предметов в преде-лах пяти | Развивающая игра «Точечки» [9, с. 68]. Дидактическая игра «Соберем бусы» [9, с. 69] | Развивающая игра «Подбери к своему цвету» [9, с. 59] | |||
32. | Части суток «утро», «вечер», «день», «ночь».Задачи: познакомить с частямисуток, с режимом дня в детском саду; развивать умение ориентироваться во временных отношениях. | Развивающие игры: «Наш день» [9, с. 59]; «Подарки принца из красного царст- ва» [9, с. 56]; «Украсим комнату» [9, с. 71] | Развивающая игра «Уни- куб» [9, с. 53]. Дидактическая игра «Найди пару» [7, с. 14] | |||
МАЙ | ||||||
МОНИТОРИНГ |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
4. Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб.-метод. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод,
рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 1998.