Школа и педагогика в Средние века и эпоху Возрождения

План:

1. Особенности школы и педагогики в Средние века и реализация методологических подходов в оценке данного периода.

2. Характеристика образовательного пространства и школы Средневековья. Воспитание и образование духовенства. Средневековая наука. Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.).

3. Воспитание рыцарства (светских феодалов).

4. Средневековые университеты: деятельность и организация, содержание деятельности, значение.

5. Реформация и ее влияние на школу и образование.

6. Педагогика эпохи Возрождения.

 

Педагогика эпохи Возрождения прекрасно представлена в учебных пособиях по истории образования и педагогической мысли. Поэтому в данной лекции проблема педагогики Возрождения только обозначена.

 

В качестве источника, в котором рассмотрены Средние века с точки зрения развития историко-педагогического знания, рекомендуется:

Безрогов В.Г., Мошкова Л.В., Огородников. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в Средние века в Западной Европе. – М., 1996.

 

 

Особенности школы и педагогики в Средние века

И реализация методологических подходов в оценке данного периода

Прежде всего, необходимо оценить рассматриваемый период с позиции различных методологических подходов, а также его значимость для развития историко-педагогического процесса. Период Средних веков интересен с точки зрения поиска практических оснований развития системы образования Западной Европы. Кроме того, именно анализ историко-педагогического процесса в период Средневековья весьма показателен с методологических позиций.

Весьма ценен для анализа историко-педагогического процесса Западного Средневековья классовый подход. Это обусловлено тем, что одной из важнейших черт этого исторического периода является классовое расслоение общества. Однако в советской педагогике педагогическая мысль и образование Средних веков рассматривались только с точки зрения классового подхода.

В современных условиях большую значимость приобретают другие подходы. В качестве наиболее ценного выступает культурологический подход. Средневековье – это определенный уровень развития культуры. В период Средних веков особую актуальность приобретает проблема культуры взаимоотношений, как представителей разных сословий, так и отношений внутри каждого сословия. Яркой чертой культуры является борьба и противоречия. Культурологический подход, с этой точки зрения, позволяет вскрыть субъективный план культуры отношений, дает возможность понять причины и источник этой борьбы и противоречий.

Рассмотрение периода Средневековья с позиции антропологического подхода значимо в плане не столько проблемы выхода на категорию детства, сколько для анализа места человека в мире и культуре.

И, наконец, ценностный подход позволяет увидеть главные ценности эпохи и проследить процесс их сохранения и защиты.

 

Периодизация Средних веков

1. Ранее Средневековье (476 г. н.э. – Х век). Особенность периода состоит в том, что преодолеваются особенности Римской культуры, усиливается значение германских племен, протекает процесс становления и утверждения государств во всех западно-европейских странах.

2. Развитое Средневековье (XI-XIV вв.). Именно этот период окажется в центре нашего внимания.

3. Позднее Средневековье (XV-XVI вв.).

4. Эпоха Возрождения.

 

Черты, характерные для всех периодов Средневековья (оценка, с точки зрения особенностей культуры):

1. Безоговорочное влияние религии (особенно в период Развитого Средневековья). Религия выступает в качестве господствующего мировоззрения эпохи.

2. Главная моральная цель жизни человека – подготовка к Вечной жизни. Значимость жизни в миру весьма мала.

3. Религия проявляет себя как основа развития всех областей культуры (живописи, литературы, скульптуры и, особенно, архитектуры)

4. Религия проявляет себя как господствующая политическая структура. Несмотря на то, что развитие идей часто связано с процессом борьбы против господства Церкви, Церковь неизменно сохраняет огромное влияние на все сферы жизни человека.

5. Характерной особенностью периода Средневековья являются постоянные войны (войны за власть, за новые территории, за утверждение собственного достоинства, междуусобные, межсословные и т.д.). Наиболее показательны с этой точки зрения Крестовые походы, которые, по своей сути, - завоевательные войны.

6. Несмотря на все противоречия, для Средневековья характерно весьма яркое развитие культуры во всех ее областях.

7. Сложное отношение к развитию науки (инквизиция).

 

Культура Средневековья всегда интересовала исследователей. Но после Перестройки наблюдается повышенный интерес к этому периоду в истории педагогики и образования.

 

 

Характеристика образовательного пространства и школы Развитого Средневековья. Воспитание и образование духовенства.

Средневековая наука.

 Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.)

В период Развитого Средневековья сложилась интересная система школ, между которыми не существовало преемственности. Каждая школа – это особая структура, ни коим образом не связанная с остальными типами.

Принято выделять три типа средневековых школ:

1. Приходские;

2. Монастырские;

3. Соборные;

Охарактеризуем каждый тип.

 

Приходские школы

Приходские школы организовывались при церковных приходах. Обучение носило индивидуальный характер. Осуществлял обучение священник, возглавлявший приход. Из числа прихожан священник набирал 11-12 мальчиков и непосредственно при церкви организовывал обучение. В приходских школах изучали: чтение латинских церковных книг (главная – псалтирь), церковное пение. Иногда учились писать. Чтению учились не на родном, а на латинском языке.

 

Монастырские школы

Эти школы имели весьма большое значение. В период Развитого Средневековья в католической Западной Европе было много монастырей. Монастырь играл роль основного центра культуры. Именно там хранились книги, которые тиражировались путем переписывания. Этим обстоятельством и объясняется содержание обучения в монастырских школах. В них учились мальчики. В содержание обучение входило чтение церковных книг и письмо (необходимое для переписывания книг). Таким образом, обучение носило узконаправленный характер. Обучающихся обычно было довольно много. Впоследствии они становились монахами. Необходимо отметить, что монастырские школы были самым распространенным типом школ в период Развитого Средневековья.

Отметим также, что при монастырях проходили свое воспитание и обучение девушки-феодалки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: