Педагогическое учение Я.А. Коменского, яркого педагога, философа, знатока детства – это замечательный пример тесного переплетения нового и старого в единой системе взглядов.
Отметим важнейшие аспекты педагогического учения Я.А. Коменского:
1) связь педагогической системы Я.А. Коменского с культурой своего времени, отражение в его взглядах особенностей культуры (в том числе, культуры, понимаемой как совокупность достижений человечества);
2) личность самого Я.А. Коменского целесообразно рассматривать как личность представителя определенного типа культуры, как деятеля этой культуры;
3) Я.А Коменский – представитель гуманистической педагогики, что ярко проявляется в его педагогических взглядах;
4) особое возвышенное, бережное, трепетное отношение Я.А. Коменского к феномену детства;
5) Я.А. Коменский возвышает школу как таковую, воспринимает ее как «островок доброты, гуманизма в этом бушующем мире»;
6) Я.А. Коменский высоко ценит роль учителя, возвышает значение педагогической профессии;
7) универсальность педагогической теории Я.А. Коменского (трудно найти педагогическую проблему, которая не оказалась бы в центре внимания Я.А. Коменского).
План:
1. Биография Я.А. Коменского, основы его мировоззрения.
2. Принцип природосообазности, его универсальное значение в педагогике Я.А. Коменского.
3. Возрастная периодизация. Характеристика школьной системы Я.А. Коменского.
4. Дидактическое учение Я.А. Коменского.
5. Идея нравственного воспитания и дисциплины.
6. Я.А. Коменский о школе и учителе.
Биография Я.А. Коменского, основы его мировоззрения
Весьма достойно изложена биография Я.А. Коменского в педагогической серии Ш. Амонашвили, где обращается особое внимание на ряд фактов:
1) связь Я.А. Коменского с сектой богемские братья (Я.А. Коменский воспринял идеи секты, такие как: равенство всех людей, право человека на получение образования; стремление к реформации религиозного учения);
2) влияние на жизнь Я.А. Коменского Тридцатилетней войны (в результате это захватнической войны родная для Я.А. Коменского Чехия была порабощена и разорена Германией; в 1620-1637 годах Я.А. Коменских живет в изгнании, где пишет «Великую дидактику» на чешском языке и только потом сам переводит ее на латынь);
3) богатство педагогического Я.А. Коменского (трудно найти человека, который бы за свою жизнь успел написать такое количество интереснейших, разнообразнейших педагогических сочинений; достаточно назвать, например, «Великую дидактику», «Материнскую школу», учебник по латинскому языку "Открытую дверь к языкам», первый иллюстрированный букварь «Видимый мир в картинках»);
4) взаимосвязь педагогических и философских взглядов в теории Я.А. Коменского (Я.А. Коменский всю жизнь искал эту взаимосвязь, в 1956 году был открыт философский труд Я.А. Коменского – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»).
Остановимся на характеристике философского труда Я.А. Коменского. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» состоит из нескольких частей.
Во введении («Панегерсия») Я.А Коменским проводится мысль о том, что для человека важна мудрость мысли и вера в Бога. В части, которая называется «Панавгия» Я.А. Коменский рассматривает философские основания существования человека, выделяет три главных основания: ум, волю, чувства. В «Пансофии» Я.А. Коменский рассуждает о том, что должно быть для человека предметом познания. В качестве такового он называет все пространство духовного мира человека и различает три направления: познание Бога (создателя всего сущего), познание материального мира, познание морального мира. «Панпедия» - наиболее важно с точки зрения педагогических проблем, поскольку ее содержание посвящено всем сторонам воспитания и образования. Я.А. Коменский высказывает идею о том, что жизнь человека – это непрерывное совершенствование, а сама жизнь – это школа. В «Панглотии» Я.А. Коменский замышлял создание мирового языка. «Панартосия» раскрывает гражданские основы жизни человека, законы, которые определяют особенности этой жизни. В этой книге заложена идея совершенствования общества. И, наконец, Я.А. Коменский заявляет о способности самого человека к совершенствованию.
«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», бесспорно, привлекает грандиозностью замысла: Я.А. Коменский стремился разработать философские обоснование всего построения общественной жизни. И главная его идея состоит в том, что в основе жизни человека лежит способность к постоянному совершенствованию. Таким образом, в своем философском труде Я. А. Коменский предстает как мощный философ своего времени.
Принцип природосообазности,