Я.А. Коменский рассматривает принцип природосообразности как универсальный закон развития человека и, более того, как саму способность к развитию. Данный принцип выступает в качестве ведущего принципа педагогики Я.А. Коменского, из него великий чешский педагог, собственно, и выводит всю свою теорию.
И, прежде всего, на основе принципа природосообразности Я.А. Коменский формулирует цель воспитания, которую видит в том, чтобы сделать человека человеком, способным усовершенствовать мир. Воспитание в этом процессе имеет значение силы, совершенствующей человеческую природу. А совершенствование это происходит на основе природных дарований. Подход Я.А. Коменского к определению природных дарований изложен в его речи «О развитии природных дарований», произнесенной в Венгрии. Я.А. Коменский выделяет четыре группы природных дарований:
1) ум человека, связанный с памятью (ум – рычаг всего сущего, память – «кладовая всего сущего»);
2) воля (основа нравственности, регулятор поведения человека);
|
|
3) рука (способность к практической деятельности, включенность в практическое переустройство мира);
4) язык (выражение мыслей человека).
Конечно, подобные взгляды весьма субъективны, но сама постановка вопроса и подход к ответу на него - интересны.
Итак, подход к природным дарованиям – основание принципа природосообразности. Принцип природосообразности по Я.А. Коменскому реализуется, прежде всего, в подходе к природным дарованиям, а также в подходе к возрастной периодизации.
Возрастная периодизация.
Характеристика школьной системы Я.А. Коменского
Предлагаемая Я.А. Коменским возрастная периодизация довольно механистична и недостаточно психологически обоснована. Согласно ей, период развития, совершенствования человека протекает от рождения до 24 лет. Внутри него Я.А. Коменский выделяет четыре периода:
1) от рождения до 6 лет – детство (воспитание в семье);
2) от 6 до 12 лет – отрочество (основной период для умственного развития человека);
3) от 12 до 18 лет – юность;
4) от 18 до 24 лет – возмужалость (развитие воли).
Для каждого из этих периодов должна существовать своя система образования и воспитания. Рассмотрим более подробно каждый из периодов.
Детство (от рождения до 6 лет)
Это период «Материнской школы». Здесь Я.А. Коменский закладывает основы дошкольного воспитания, который сохраняют свою актуальность и сегодня. Описывая особенности периода, Я.А. Коменский показывает, какие первоначальные знания должен получать ребенок, и почему именно они важны в этом возрасте.
Основная задача периода – нравственное воспитание, которое Я.А. Коменский рассматривает, в первую очередь, как отношение ребенка к людям, к матери. В этом же периоде ребенок должен получить первоначальные знания. К ним Я.А. Коменский относит: начала астрономии; начала географии (знания о земном мире); экономические познания; историю своей страны; историю своей семьи и т.д.
|
|
В детстве главный воспитатель ребенка – мать (отсюда и название – «Материнская школа»).
Если начала воспитания и обучения не заложены от рождения до 6 лет, то в дальнейшем возникают проблемы.
Самое важное в этом периоде – отношение к людям, уважение к ним.
Отрочество (от 6 до 12 лет)
На этом этапе, согласно Я.А. Коменскому, должны решаться, в первую очередь, задачи универсального образования. Основной центр такого образования – школа. И это «Школа родного языка». В такой школе необходимо изучать все предметы о мире, человеке и природе. Обучение, естественно, должно вестись на родном языке.
Юность (от 12 до 18 лет)
Это период «Школы латинского языка», в которой дети учатся по учебнику латинского языка, созданному Я.А. Коменским («Открытая дверь языкам»).
Возмужалость (от 18 до 24 года)
В этом периоде человек учится в Академии или Университете. Однако обучение в рамках этого периода – дело избранных.
Дидактическое учение Я.А. Коменского
В основном, реализация дидактических идей Я.А. Коменского, по его замыслу, должна происходить в школе родного языка. Именно для этого периода и была написана «Великая дидактика».
Главная идея, проходящая через всё содержание «Великой дидактики» - это идея пансофии, или всеобщей мудрости («обучение всех всему»). В школе родного языка, по Я.А. Коменскому, должны учиться все дети. В полном заглавии «Великой дидактики» выражена суть дидактической системы Я.А. Коменского.
Однако необходимо остановиться на некоторых спорных моментах дидактического учения Я.А. Коменского.
Для изложения своих мыслей в тексте «Великой дидактики» Я.А. Коменский выбирает необычную манеру. Логика построения каждой главы такова: сначала автор ссылается на пример из природы (природа рассматривается в качестве образца); затем он проводит параллели с деятельностью садовника или архитектора; и только затем формулирует педагогический вывод или правило.
Некоторые исследователи рассматривают такую манеру изложения как выражение принципа природосообразности. Однако, целесообразно рассматривать эту особенность книги только как прием построения текста. Принцип природосообразности у Я.А. Коменского трактуется гораздо шире, а именно как необходимость строить обучение в соответствии с особенностями природы детства.
В своей педагогической теории Я.А. Коменский пытается найти и описать метод вхождения ребенка в культуру. В чем же заключается этот метод? Его основа – принципы дидактики. При этом, следует заметить, что сам Я.А. Коменский не пользуется термином «принцип обучения», а пишет об условиях успешности обучения. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Принцип наглядности.
Я.А. Коменский раскрывает педагогическую сущность наглядности и пути ее реализации. Принцип наглядности у Я.А. Коменского выступает как «золотое правило дидактики». По Я.А. Коменскому, чем больше чувств принимают участие в восприятии, тем лучше. «Золотое правило дидактики» рассматривается Я.А. Коменским в 17 главе «Великой дидактики». Для чешского педагога «золотое правило дидактики» - главный дидактический принцип. В наше время принцип наглядности утратил статус главного принципа обучения. Причины этого можно объяснить с помощью культурологического подхода.
На основе «золотого правила дидактики» Я.А. Коменский строит свои учебные пособия, например, «Видимый мир в картинках» (в другом переводе - «Зрелище Вселенной»). В этой книге даже самые абстрактные понятия Я.А. Коменский стремится изобразить в виде картинок. Например, добродетель изображена в виде прекрасной кроткой женщины.