Идея нравственного воспитания и дисциплины

 

Педагогическая система Я.А. Коменского – яркий пример осуществления антропологического подхода к определению цели воспитания. Согласно Я.А. Коменскому, человек воспитывается для человечности, то есть для проявления человеческих качеств: мудрости, мужества, умеренности, справедливости. Эти качества реализуются в жизни.

В основе нравственного воспитания лежит знание. «Истинное суждение о вещах – основа всякой добродетели».

Каждое нравственное качество связано со способностью его реализации. Мужество предполагает преодоление себя. Справедливость выражается в определенном отношении к людям, избегании лжи, обмана.

Я.А. Коменский связывает нравственное воспитание в школе с жизнью человека в обществе. В обществе господствует несправедливость, общество взбудоражено. В этих условиях школа становится островком воспитания человечности. Поэтому в школе должна господствовать атмосфера доверия, справедливости. Основу нравственности составляют знания, поскольку знания всегда нравственно обоснованы.

В школе все определяется учителем. Проблеме учителя посвящена статья Я.А. Коменского «Об изгнании косности из школы». Косность для Я.А. Коменского выражается в плохом преподавании. Я.А. Коменский подробно останавливается на качествах плохого учителя. Плохим учителем, по его мнению, является учитель, который не умеет строить отношения с учащимися, для которого характерно неуважительное отношение к ученику. Такого учителя и дети не станут уважать.

В этой же статье Я.А. Коменский пишет о методах нравственного воспитания, хотя опять-таки сам термин «методы нравственного воспитания» чешский педагог не употребляет. К таким методам Я.А. Коменский относит: пример личности учителя, наставление, упражнение, поощрение, наказание. Остановимся на некоторых их методов подробнее.

Наставление, по Я.А. Коменскому, осуществляется с помощью живого слова, примеров из литературы и жизни.

Интересен подход Я.А. Коменского к упражнениям. Упражнения – это поступки, которые можно организовать через игру. Иными словами, чешский педагог рассматривает игру как средство упражнения. Украшение любой игры – это ее правила. Игра предполагает победу, в ней проявляется доблесть, умение сотрудничать.

Поощрение, по Я.А. Коменскому, предполагает необходимость замечать усилия ученика, использовать похвалу, подарки.

Говоря о наказаниях, Я.А. Коменский предлагает использовать даже наказания. Однако происходить это может только в крайних случаях. Я.А. Коменский называет проступки, за которые ребенка должны наказывать телесно. Это – хуление Бога, упрямство (проявление гордыни), умышленная ложь.

На страницах своих произведений Я.А. Коменский много уделяет внимания (в первую очередь, «Великой дидактики») проблеме дисциплины, которую он рассматривает с трех точек зрения. Во-первых, по Я.А. Коменскому, дисциплина – это предмет воспитания и выражается она в определенных нравственных качествах школьников; во-вторых, дисциплина – это условие успешной организации обучения; и, наконец, в-третьих, Я.А. Коменский рассматривает дисциплину как способ организации воспитания, его важный метод.

Проблеме дисциплины посвящены многие работы Я.А. Коменского. Например, этой проблеме посвящена целая глава «Великой дидактики» - «О дисциплине в школе». Также рассуждения о дисциплине встречаются в «Законах хорошо организованной школы» и в статье «Об изгнании косности из школы».

Дисциплину Я.А. Коменский трактует как проявление личности человека, его воли, твердости духа, самообладания.

Дисциплина предполагает и наказания, которые необходимо применять в случае упорного неповиновения ребенка, проявления тщеславия, педагогической испорченности, выступлений против Бога. Я.А. Коменский не отрицает особую роль телесных наказаний (через розги) в воспитании веры в Бога.

 

Я.А. Коменский о школе и учителе

 

 

Одни из самых блестящих страниц трудов Я.А. Коменского посвящены рассуждениям о значении должности учителя. По Я.А. Коменскому, выше должности учителя нет ничего под этим Солнцем. Следует отметить, при этом, что во времена Я.А. Коменского учителями обычно становились недоучившиеся студенты. Стержень профессии учителя – его гуманность. Учитель – это призвание человека. Я.А. Коменский сравнивает учительский труд с самыми великими профессиями. Учитель – это и полководец, и садовник, и пастух. Учителю должно быть свойственно уважение к своему делу. Не может быть учителем тот, кто стыдится своего дела и занимается им ради денег. Я.А. Коменский пишет и о проблеме отношения государства к учителю. По мнению Я.А. Коменского, качество государственной власти определяется ее отношением к учителю.

Как уже отмечалось выше, Я.А. Коменский много рассуждает и о плохом учителе (статья «Об изгнании косности из школы»). Плохой учитель – тот, кто не видит ученика, который «швыряет ему задания как собакам кости и возмущается, что кости дети не хватают».

Хороший учитель – это наставник, друг ученика, организатор его учебной деятельности. Учитель может помочь, выслушать, понять.

Таким образом, Я.А. Коменский как бы поднимает социальную роль учителя, рассуждает об учителе как о носителе культуры своего времени, общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: