Обобщенная характеристика педагогического учения Я.А. Коменского

(выводы к лекции)

Прежде всего, необходимо видеть в Я.А. Коменском яркого деятеля культуры своего времени. В его педагогическом учении постоянно прослеживается взаимосвязь педагогики и культуры.

В то же время Я.А. Коменский выступает как оригинальный философ своей эпохи. Это педагог, стремившийся связать педагогику с философий. Причем, важно, что эта взаимосвязь прослеживается во всех трудах Я.А. Коменского, а не только в специальном философском труде «Всеобщий совет об устройстве и изучении дел человеческих».

Все педагогическое учение Я.А. Коменского свидетельствует о том, что его автор – великий гуманист. Учитывая особенности культуры и личной жизни Я.А. Коменского, можно сказать, что мы имеем дело с великим гуманистом в очень негуманных условиях.

И, наконец, особое значение имеет универсальность педагогической системы Я.А. Коменского. Трудно найти педагогическую проблему, которая не оказалась бы предметом внимания великого чешского педагога.



Лекция 4

Педагогическое учение Джона Локка (1632-1704)

План:

1. Жизнь, деятельность, характеристика личности Джона Локка. Социально-политические основания в оценке педагогического учения Джона Локка.

2. Философско-методологические основания педагогического учения Джона Локка. Тесная взаимосвязь философии и педагогики в его учении.

3. Цель воспитания. Воспитательный идеал Дж.Локка – воспитание джентльмена.

4. Содержание воспитания как единство физического, нравственного и умственного воспитания.

5. Личность воспитателя в педагогической системе Джона Локка.

 

Жизнь, деятельность, характеристика личности Джона Локка

Социально-политические основания в оценке педагогического учения Джона Локка

Интересная оценка педагогического наследия Джона Локка была предложена П.Ф. Каптеревым. Согласно ему, Джон Локк – мыслитель, стоящий у истоков антропологических основ педагогики, тесно связанной с психологией и физиологией.

Безусловно, педагогическая система Джона Локка весьма оригинальна. В настоящее время оценки его системы претерпели значительные изменения. В прошлом педагогическое учение Джона Локка оценивалось с позиции классового подхода. Так, в свое время Ф.Энгельс в одном из своих трудов назвал Джона Локка «сыном классового компромисса 1678 года». Дело в том, что в 1678 году в результате английской буржуазной революции был подписан мирный договор между дворянством и буржуазией, согласно которому была установлена Конституционная монархия.

Между тем, методологические основания учения Джона Локка гораздо глубже и богаче. В своей системе Д.Локк выходит на широкие человеческие особенности воспитания. И ограничение рассмотрения его системы только с позиции классового подхода не позволяет увидеть всю полноту ее значения в историко-педагогическом процессе.

Жизнь Джона Локка протекала в период Английской буржуазной революции. Утвержденная в результате мирного договора 1678 года конституционная монархия означала переход фактической власти в стране от королевы к парламенту. В период самой революции, до заключения мирного договора, многие представители дворянства вынуждены были бежать из Англии. Среди них был и покровитель Джона Локка граф Шефтсбери. Джон Локк присоединяется к графу. В Англию Локк возвращается только в 1678 году после подписания мирного договора. Таким образом, творчество Дж. Локка охватывает период его жизни после 1678 года.

Дж. Локк принимал активное участие в государственной деятельности, всеми силами поддерживал государственное устройство Англии. Большое значение он уделяет педагогической деятельности. Все началось с того, что Джон Локк становится учителем двух сыновей графа Шефтсбери. И именно, основываясь на собственной практической педагогической деятельности, Джон Локк разрабатывает свою педагогической систему.

В 1690 году Дж. Локк издает свой философский труд «Опыт о человеческом разуме». Через несколько лет – в 1693 году – выходят в свет два педагогических сочинения Джона Локка – «Мысли о воспитании» и «О воспитании разума». Отметим, что в отличие от Я.А. Коменского, педагогическое наследие Джона Локка не столь велико.

Социально-педагогические взгляды Джона Локка не обусловлены его принадлежностью к определенному классу. Джон Локк в своих сочинениях выходит на проблему общественного права и утверждает, прежде всего, право человека на развитие. Английский мыслитель, при этом, подчеркивает, что государство должно охранять права человека: право на свободу, право на собственность. Таким образом, Джон Локк возвышает роль, значение государства. Государство должно возникать на основе договора между людьми. А наилучшим выражением, по Джону Локку, является английское государство – блестящий образец того, каким должно быть государство.

 

Философско-методологические основания педагогического учения Джона Локка. Тесная взаимосвязь философии и педагогики в его учении

 

Мировоззрение Джона Локка – это мировоззрение материалиста, а точнее, сенсуалиста. Он твердо стоит на позициях, согласно которым источник истинных знаний человека – ощущения. Д.Локк следует знаменитой формуле Фрэнсиса Бэкона: «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущениях».

По Д.Локку, душа ребенка – чистая доска («tabula rasa»), на которой «воспитание пишет свои письмена».

Таким образом, на основе сенсуалистических взглядов Джоном Локком утверждается великая сила воспитания, вера в его возможности. Источник знаний человека – окружающий мир. Однако в познании важны активность души и «внутренняя рефлексия».

 

Цель воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: