Основные положения педагогической теории И.Г. Песталоцци

Согласно И.Г. Песталоцци, цель воспитания заключается в гармоническом развитии личности. Такое развитие предполагает развитие природных задатков. Об этом, как мы знаем, писал еще Я.А. Коменский. Однако в его учении проблема природных задатков рассмотрена весьма субъективно и механистично. По И.Г. Песталоцци, развитие природных задатков подразумевает, прежде всего, развитие ума, умственных способностей. Поэтому можно говорить, что именно в учении И.Г. Песталоцци впервые высказывается идея развивающего обучения. Развитие умственных способностей осуществляется на основе их упражнения. Таким образом, можно утверждать, что Иоганн Генрих более научно, чем его предшественники, подходит к разработке проблемы методов обучения. Швейцарский педагог рассуждает, например, не просто о необходимости видеть картину мира, о развитии умения наблюдать мир. Причем, наглядность он рассматривает как первую ступень развития речи. Достаточно вспомнить известный тезис И.Г. Песталоцци: «Ум есть развитая речь». Речь же трактуется И.Г. Песталоцци как умение рассуждать, обобщать, строить умозаключения.

В качестве способа развивающего обучения швейцарский педагог рассматривает элементарное образование, то есть, обучение элементам всякого знания. Представим в виде схемы 1 эти элементы, а также действия ученика по их освоению и содержание начального обучения, соответствующее элементам.

 

Схема 1.

 

Элементы всякого знания

  Форма Число Слово
Действия ученика Измерение Счет Родной язык, речь
Содержание начального обучения Рисование, Черчение, письмо (чистописание), элементы геометрии Арифметика (отсчет от единицы), (И.Г. Песталоцци придумывает арифметический ящик) Чтение, Грамматика, история, география, элементы естествознания, литература

 

Но педагогическое наследие И.Г. Песталоцци отнюдь не исчерпывается созданием теории элементарного образования. Его заслуга состоит и в том, что он впервые в истории педагогической мысли разрабатывает конкретные методики обучения. Особенно основательно И.Г. Песталоцци разрабатывает методику обучения математике, прежде всего, арифметике. Например, он изобретает арифметический ящик.

Большое значение в элементарном образовании имеет идея развивающего обучения. Согласно И.Г. Песталоцци, эта идея может быть реализована очень строго, для чего необходимо строить обучение по ступеням. Например, учитель учит ребенка сначала наблюдать, потом обобщать свои наблюдения в словах (рассуждать) и, наконец, делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила (от близкого к далекому, от простого к сложному и т.д.).

К сожалению, на практике И.Г. Песталоцци часто доводил эту идею до абсурда. Об этом можно прочитать в воспоминаниях учеников И.Г. Песталоцци. Однако сама идея развивающего обучения была новой в дидактике, а предложенный швейцарским педагогом путь познания (переход от наблюдения к рассуждению, а от рассуждения к обобщению) ознаменовал новый этап в развитии теории обучения.

С проблемой умственного образования И.Г. Песталоцци связывает и идею трудового образования. Выше уже отмечалось, что в обучении ремеслу И.Г. Песталоцци видел путь для преодоления бедности. Дети, обученные ремеслу, не могут стать бедными. Трудовое воспитание И.Г. Песталоцци пытался связать с умственным. Но, к сожалению, делал это механистично. На уроках Песталоцци дети одновременно читали и ткали. Однако сама идея соединения умственного и трудового воспитания нова и плодотворна.

Чрезвычайно интересны идеи И.Г. Песталоцци о нравственном воспитании. Самым главным качеством человека швейцарский педагог считал деятельную любовь к людям. Человек должен быть носителем добра. Также и о мудрости Песталоцци говорит, как о важном нравственном качестве. Под мудростью он подразумевает широту взглядов на других людей, способность к пониманию другого человека. В системе И.Г. Песталоцци обозначается также понятие великодушие, то есть умение видеть и достоинства и недостатки людей, умение широко смотреть на них.

В качестве средств нравственного воспитания И.Г. Песталоцци называет пример и упражнение в поступках. Главным пространством нравственного воспитания в учении швейцарского педагога является семья. Иоганн Генрих постоянно подчеркивает значение матери, проблему отношения ребенка к матери («Из отношения маленького ребенка к матери рождается отношение к людям…»).

Поскольку семья, по И.Г. Песталоцци, - основная ячейка нравственного воспитания, воспитательное учреждение необходимо строить по образцу семьи. Приют в Станце, действительно существовал как единая семья, где отношение к И.Г. Песталоцци как к отцу определяло всю жизнь учреждения.

Нравственное воспитание предполагает также религиозность. Отношение И.Г. Песталоцци к религии состояло в следующем. Религия должны быть отделена от обрядов. Чем меньше обрядов, тем лучше. Истинная религия проявляется в умении человека стремиться к добру и приносить добро. Бог есть любовь. Религиозные обряды – глупое идолопоклонство, а священник – обманщик и убийца истинных человеческих чувств. Так полагал И.Г. Песталоцци.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: