Характеристика содержания воспитания в каждом возрастном периоде

 

В отличие от Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо подходит к проблеме возрастной периодизации достаточно обосновано. Каждый возрастной период мыслитель связывает с определенными особенностями в развитии личности ребенка. Ж.Ж. Руссо выделяет четыре возрастных периода:

1) от рождения до двух лет (период физического воспитания);

2) от 2 до 12 лет («сон разума», развитие органов чувств);

3) от 12 до 15 лет (умственное развитие);

4) от 15 до 21 года («буря и натиск», нравственное развитие).

Охарактеризуем подробно каждый из периодов.

 

От рождения до 2 лет

Воспитание осуществляется в семье. Основное его направление – физическое воспитание, связанное с уходом за ребенком. Уже в рамках этого периода Ж.Ж. Руссо основывается в своих рассуждениях на принципе свободы. Ж.Ж. Руссо выступает против пеленания. По Ж.Ж. Руссо, ребенок должен быть окружен приятной атмосферой, слышать тихую красивую музыку. Развитие речи происходит совершенно свободно.

 

От 2 до 12 лет

Начиная с 2 лет, мальчика отдают одному воспитателю (из текста романа следует, что это сам Жан-Жак). Воспитатель и воспитанник уезжают в деревню – подальше от развращенного города.

Этот период Ж.Ж. Руссо образно называет «сном разума», поскольку в его рамках не происходит умственного воспитания, но протекает процесс развития органов чувств. На страницах романа очень подробно, с яркими примерами, Ж.Ж. Руссо излагает свое видение развития Эмиля в этот период. Эмиль растет на лоне природы, общается и соревнуется с деревенскими мальчиками. И главное, он живет чувствами, основное из которых – зрение. Эмиль учится наблюдать, в процессе наблюдения у него вырабатывается зоркость. Слушая природу, он развивает слух. У Эмиля чрезвычайно развито осязание. Эмиль любит соревноваться, он любознателен. Обучение грамоте в период «сна разума» не обязательно. В романе Ж.Ж. Руссо описывает интересный прием обучения Эмиля грамотности. Единственная книга, которая может и должна оказаться в поле зрения мальчика – это «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо.

В результате к 12 годам Эмиль физически силен, ловок, весел, жизнерадостен, любознателен, но малообразован.

Кроме того, в рассматриваемый возрастной период воспитанник овладевает двумя важными идеями:

1) идеей дисциплины (на основе свободы): в этом смысле Ж.Ж. Руссо разрабатывает так называемый «метод естественных последствий», который заключается в создании специальных ситуаций; проживая подобные ситуации, Эмиль самостоятельно приходит к осознанию идеи дисциплины;

2) идеей собственности: к 12 годам Эмиль должен хорошо усвоить то, что человеку принадлежит только созданное его собственным трудом (Ж.Ж. Руссо описывает очень яркую воспитательную ситуацию, приводящую к осознанию идеи собственности – ситуацию с полем для бобов).

Таким образом, необходимо сделать очень важный вывод. Воспитывающие ситуации – основа педагогики Ж.Ж. Руссо.

 

От 12 до 15 лет

В рамках этого периода происходит умственное образование Эмиля.

Главный учитель воспитанника – его собственный опыт. Ребенок учится на его основе, то есть, собственных удач и ошибок, но также и воспитательных ситуациях. Природа остается главным фактором воспитания, но все большую роль играют вещи и люди.

В романе описывается множество специально созданных жизненных ситуаций, которые выглядят совершенно естественно. Из таких ситуаций, по Ж.Ж. Руссо, Эмиль должен извлекать определенные уроки. Поэтому сами ситуации французской мыслитель называет уроками. В тексте представлены уроки астрономии, физики и т.д. Приведем два примера таких уроков.

Урок астрономии. Начинается с постановки проблемы, зачем Эмилю знать, что Солнце всходит на востоке. Для извлечения урока Ж.Ж. Руссо выстраивает следующую ситуацию: они вместе с Эмилем отправляются в лес, где начинают плутать. В результате Эмиль приходит к выводу о пользе знаний о том, что Солнце встает на востоке.

Урок физики. В его рамках Эмиль изучает явление магнетизма. Этот урок можно прочитать в романе. Данный урок показателен еще и тем, что Эмиль получает возможность узнать людей, мастеров своего дела, увидеть их отношение к труду.

В рамках периода «развития разума» Эмиль уже хорошо читает, но он не читает книг, особенно по гуманитарным областям. Гуманитарные области оказываются в центре внимания воспитанника после 15 лет.

Кроме того, Эмиль в этом возрасте осваивает определенные умения и навыки в области трудового воспитания. В частности, он учится столярному ремеслу. Ж.Ж. Руссо рассматривает ремесло как источник будущего существования Эмиля.

 

От 15 до 21 года («период бури и натиска»)

Основное направление воспитания в рамках этого периода - нравственное. И, поскольку, по мнению Ж.Ж. Руссо, Эмиль уже защищен от пороков, местом осуществления нравственного воспитания становится уже не деревня, а город.

Нравственное воспитание предполагает:

- воспитание добрых чувств (путем наблюдения ситуаций из жизни, развития способности к сопереживанию);

- воспитание добрых суждений (изучение истории и литературы, а также истории людей, обиженных государством);

- воспитание доброй воли (очень важная составляющая нравственного воспитания, предполагающая умение действовать, приходить на помощь людям, приносить людям пользу).

Обращает на себя внимание тот факт, что только в рамках периода «бури и натиска», согласно Ж.Ж. Руссо, можно говорить о религиозном воспитании. Сам Ж.Ж. Руссо был сторонником учения деизма, согласно которому божество – вокруг нас. Ж.Ж. Руссо отрицает необходимость религиозных обрядов, более того, он называет их преступлением против человечества. Наиболее полно мысли Ж.Ж. Руссо по этому поводу изложены в «Исповеди викария».

Ряд страниц романа посвящен проблеме воспитания женщины. Остановимся на этой проблеме более подробно.

 

Воспитание женщины

 

Свои взгляды на проблему воспитания женщины Ж.Ж. Руссо раскрывает через конкретный пример. В 17-летнем возрасте наступает момент, когда Эмилю следует подумать о будущем. Он знакомится со своей будущей невестой – Софьей. На примере воспитания Софьи Ж.Ж. Руссо и раскрывает свое видение особенностей женского воспитания. В этом вопросе французский мыслитель стоит практический на феодальных позициях. Цель воспитания женщины – стать хорошей женой своему мужу. Следовательно, главные умения женщины – это умение быть привлекательной, следить за собой, быть хорошей хозяйкой. В детстве и юности женщина подчиняется своей матери, а в замужестве – мужу.

Исходя их краткой характеристики взглядов Ж.Ж. Руссо на женское воспитание, легко сделать вывод о том, что эта часть его педагогической системы подвергалась и подвергается жесткой критике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: