Разработка идеи воспитывающего обучения

Согласно, И.Ф. Гербарту, обучение должно воспитывать. А воспитание – это результат обучения. Иными словами, немецкий педагог, подходит в проблеме воспитывающего обучения с двух позиций – как к проблеме содержания обучения и как к проблеме его результатов.

Для воспитывающего обучения нужен стержень. И И.Ф. Гербарт выводит этот стержень из психологических оснований – это интересы ребенка.

Также безусловной заслугой И.Ф. Гербарта является то, что он разрабатывает проблему воспитывающего обучения на основе положения о единстве деятельностей учителя и ученика. Внешний план обучения – это деятельность учителя по организации процесса, выбору содержания образования. Внутренний план воспитывающего обучения – деятельность ученика, который учится, воспитывается. Единство внешнего и внутреннего плана воспитывающего обучения предполагает богатое содержание. И.Ф. Гербарт характеризует полный набор предметов. В этот набор включены:

1) гуманитарные учебные предметы (история, литература, древние языки, античная литература);

2) математика (согласно И.Ф. Гербарту, самый важный предмет в воспитывающем обучении);

3) естествознание, география;

4) религия (т.е., И.Ф. Гербарт рассматривает религию не только как категорию веры, но и как учебный предмет).

Все пространство воспитывающего обучения строится, исходя из особенностей ученика, а именно на интересе учения.

 

Учение о многостороннем интересе

Интерес (по И.Ф. Гербарту) – это внутренняя активность ученика, его стремление к знаниям, целенаправленная деятельность ребенка, предопределяющая все богатство приобретенных ребенком знаний (как окружающего мира, так и самого себя).

И.Ф. Гербарт подробнейшим образом описывает интересы и выделяет виды интересов и их стороны:

А) Интерес к миру, предполагающий три стороны:

1 – эмпирический интерес (непосредственное желание увидеть мир);

2 – умозрительный интерес (умение размышлять об окружающем мире);

3 – эстетический интерес (интерес к красоте, к искусству).

Б) Интерес к людям, тоже предполагает три стороны:

1 – симпатический интерес (умение видеть и понимать людей);

    2 – социальный интерес;

    3 – религиозный интерес.

Совокупность обозначенных интересов выступают в качестве коренной цели обучения. Воспитать интересы означает развить мышление, память, внимание.

И.Ф. Гербарт специально останавливается на процессуальной стороне воспитывающего обучения, то есть, отвечает на вопрос: как строить обучение таким образом, чтобы в ученике развивался многосторонний интерес? Эта проблема разработана И.Ф. Гербартом довольно формально. Он предлагает рассматривать формальные ступени обучения.

 

Характеристика формальных ступеней обучения

 

Характеризуя формальные ступени обучения, И.Ф. Гербарт предлагает своеобразную многоступенчатую схему процесса обучения:

 

 

      4 ступень Метод - это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Решение задач, самостоятельная работа, оценка. То есть, предполагаются учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.
    3 ступень

Систематизация (или система) - это осознание в состоянии покоя. Знания приводятся в систему. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».

 

  2 ступень

Ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. То есть, учитель организует эти связи и делает это в виде беседы, непринужденный разговора учениками.

 

 

1 ступень

Ясность - углубление в состоянии покоя. Это самое первое знакомство ученика с новым материалом. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении от ученика здесь требуется мобилизировать внимание. В дидактическом – изложение учителем нового материала, применение наглядности, демонстрации.

 

 

 

 

Раскрытые ступени определяют, по И.Ф. Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

Охарактеризованная часть педагогического учения И.Ф. Гербарта неоднозначно оценивается в педагогике. И.Ф. Гербарта часто критикуют за излишний формализм, схематизацию процесса обучения. Кроме того, немецкому педагогу вменяют в виду отрыв формы от содержания, подчеркивают то, что предложенные ступени обучения невозможны в преподавании ряда учебных предметов. (Задание к экзамену: сформулируйте собственное отношение к этой части педагогики И.Ф. Гербарта).

Однако, безусловно, педагогическая система И.Ф. Гербарта ценна тем, что ее автор предлагает строить процесс обучения на основе активности мысли ученика, стремится четко систематизировать процесс обучения. И, что самое важное, И.Ф. Гербарт рассматривает особенности обучения, исходя из положения о единстве и взаимосвязи деятельности учителя и ученика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: