Прежде всего, необходимо отметить гуманистическую сущность системы Ж.Ж. Руссо, которая особенно ярко проявилась в его отношении к детству, провозглашении им права детей на самостоятельность. Отношения воспитателя и воспитанника, по Ж.Ж. Руссо, должны строиться на основе сохранения свободы ребенка. Ребенок имеет право поступать так, как он хочет, но он должен хотеть того, что в неявном виде требует от него воспитатель. В этом положении проявляется противоречивость педагогической системы Ж.Ж. Руссо.
Главная идея педагогического учения Ж.Ж. Руссо – идея свободы в воспитании – пронизывает всю его педагогику.
Кроме того, следует отметить смелость и оригинальность идей Ж.Ж. Руссо. Но не следует скидывать со счетов и их неоднозначность.
Дальнейшая судьба педагогических идей Ж.Ж. Руссо весьма противоречива.
В 1763 году книги Ж.Ж. Руссо были переведены на русский язык и почти сразу запрещены. Екатерина II крайне негативно относилась к идеям французского мыслителя.
В конце XIX – начале XX вв. наблюдается стремление реализовать идеи Ж.Ж. Руссо на практике. Процесс создания школ на основе идей свободно воспитания затронул и западные страны и Россию. Развиваются идеи Ж.Ж. Руссо и в истории педагогической мысли. И, безусловно, ярким примером такого развития стала педагогическая система взглядов Л.Н. Толстого.
|
|
Лекция 6
Педагогическая система Иоганна Генриха Песталоцци
План (вопросник):
1. Какие факторы личной биографии И.Г. Песталоцци определили особенности созданной им педагогической системы?
2. В чем состоит оригинальность взглядов И.Г Песталоцци на гармоничное развитие личности как цель воспитания?
3. В чем состоит дальнейшее развитие принципа природосообразности и выхода на культуросообразность в педагогической теории И.Г. Песталоцци?
4. В чем сущность и значение идеи элементарного образования И.Г. Песталоцци и чем можно объяснить приверженность И.Г. Песталоцци этой идее?
5. В чем заключаются новаторство и ограниченность идей И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании?
6. В чем состоит оригинальность и противоречивость идей И.Г. Песталоцци о нравственном воспитании?
В лице И.Г Песталоции мы имеем дело не только с яркой личностью, создателем оригинальнейшей педагогической системы, но и с самоотверженным педагогом-практиком, страстно погруженным в пространство детства, его проблемы и радости.