Неоднозначность и противоречивость оценок

 педагогического учения Джона Дьюи и их причины

 

Отношение к педагогической системе Д. Дьюи менялось в истории от восторженного принятия до почти полного отрицания.

В конце 19 – начале 20 веков (особенно в 20-е гг.) система Д. Дьюи оказывается в центре внимания отечественных педагогов. Это было сопряжено с отказом от классно- урочной системы и попытками внедрения метода проектов в практику советской школы. В 1928 году Д. Дьюи посетил СССР, где познакомился с реализацией метода проектов в московских школах. Американский ученый дал высокую оценку этим процессам.

Начиная с 30 годов, отношение к педагогике Д. Дьюи резко меняется, что было естественно в условиях поворота школы к знаниевой педагогике. Система Д. Дьюи подвергается жесткой идеологической оценке.

На родине Д. Дьюи его система стала подвергаться критике в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Недоверие к педагогике Д. Дьюи начало расти после успехов СССР в области космонавтики. Именно систему Д. Дьюи рассматривали как одну из причин отставания США в области науки и техники.

В последние десятилетия ХХ века интерес к возможедагогического учения Д. Дьюи снова возрастает. Таким образом, в настоящее время сосуществуют разнополярные оценки системы Джона Дьюи.

 

 

Жизненный путь и педагогическая деятельность Джона Дьюи

(основные книги: «Демократизация образования», «Школа и общество», «Школа и демократия», «Школа будущего»)

 

Д. Дьюи родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил университет Вермонта, затем два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.
Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888-1889) до 1894 г., когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 г. т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 г. «школах-лабораториях», стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 г. Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930 г., впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952 года.

К основным педагогическим сочинениям Д. Дьюи относятся: «Демократизация образования», «Школа и общество», «Школа и демократия», «Школа будущего».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: