Социально-политические и философские предпосылки педагогики Джона Дьюи. Философия прагматизма и инструментализма

 

В основе педагогического учения Д. Дьюи лежат весьма серьезные социально-политические основания. В конце ХХ века в мировой экономике происходят огромные изменения. Великобритания теряет свои колониальные владения. Европу и Америку охватывает технический прогресс. Следствием технического развития и войн становится, с одной стороны, постепенное отчуждение человека от природы. С другой стороны, давление технического прогресса на человека вызывает к жизни новое философское течение – прагматизм. В условиях ожесточения, отчуждения человека актуализируется новая задача педагогики: вернуть человеку его человеческую сущность, сделать его активным членом общества. Эта задача заставляет по новому строить воспитание и образование, строить их на основе философии прагматизма.

Прагматизм, или инструментализм, -так называемая  философией делового человека, истинно американской философией Истоки философии прагматизма несомненно старше, чем созданная в конце XIX — начале XX века американскими исследователями С. Пирсом и У Джемсом теория. Пирс и Джемс исходили из известных философских принципов, определяя смысл философствования через деятельность субъекта и личностное восприятие мира. Прагма, по-латыни – истина, практика, действие. В основе философии прагматизма лежит деятельность, действие, практика человека. Истина, согласно этой философской концепции – это то, что полезно, то, что служит человеку (в отличие прежнего понимания истины, как того, что правит окружающим миром).

Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека — своя философия. Автор этого тезиса Уильям Джемс (1842—1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования, ибо, с его точки зрения, "философствовать означает иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни", а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является методом улаживания споров философов, основанным на практических последствиях наших действий.

Д. Дьюи принимает и развивает эти идеи. И на основе их создает философию инструментализма. Согласно этой философии, основу жизни человека составляет умение приспосабливаться к окружающей среде. Для этого необходимо наличие у человека определенного жизненного опыта. Именно опыт дает возможность преодолеть трудности. Приобретается он на основе активности личности, человек должен сам постоянно приобретать опыт. Поэтому воспитание и образование необходимо выстраивать таким образом, чтобы ребенок приобретал не знания, а опыт. Но чтобы этого добиться, следует отказаться от традиционного предметного построения обучения. В традиционной системе обучения активен только учитель, ученик же пассивен. Необходимо создать условия, в которых ребенок станет центром обучения (педоцентризм). Ученик должен стать активно действующим существом. И в процессе обучения необходимо выработать у ребенка:

1) стремление к приобретению знаний;

2) умение приобретать знания.

Иногда Д. Дьюи называют автором методов проектов. Но ему принадлежит основная идея, он сформулировал общий подход, на основе которого, в частности, был разработан метод проектов. С точки зрения Д. Дьюи, обучение должно вооружить ребенка способами добывания знаний. Ребенок оказывается в роли открывателя нового. Необходимо давать ребенку возможность действовать. Следовательно, определенным образом должны быть организована школьная среда, в которой ребенок проявляет себя как активный деятель, первооткрыватель. Ребенок обогащает себя новыми знаниями, которые ему нужны.

Таким образом, целью воспитания становится формирование инициативного, активного, умеющего ставить цели и достигать их ребенка.

В такой системе серьезно изменяется роль учителя. Учитель помогает ребенку в процессе добывания новых знаний и перестает давать своим ученикам знания в готовом виде.

Это и есть подход, на основе которого в дальнейшем был разработан метод проектов.

В своей книге «Школа будущего» Д. Дьюи иллюстрирует свои идеи яркими примерами.

В школе, реализующей такое воспитание и обучение, нет строгого режима, традиционных уроков, учебных программ (программы своего обучения создает сам ученик), нет привычной проверки знаний (но ребенок периодически отчитывается за результаты своей деятельности). Можно оценивать ребенка, но большого значения факт оценки не имеет. Учитель востребован учениками в качестве консультанта, ученик сотрудничает с учителем. Исчезает понятие школьного класса в традиционном понимании. В школе есть библиотека, мастерские, лаборатории, ферма, огород. В процессе учения ребенок получает разнообразные знаний не в рамках отдельных дисциплин, а по широким темам. Знания по кулинарии, шитью, домоводству выступают наравне с общенаучными.

В такой системе учение осуществляется в поле проблем, ситуаций, которые вытекают из интересов и потребностей ученика. Разрешение этих проблем и есть процесс обучения.

С целью реализации своей теоретической концепции при Чикагском университет Д. Дьюи организует опытные школы. В них как раз в полной мере и реализуется метод проектов – со всеми своими достоинствами и недостатками. В результате эксперимента проявляют себя просчеты учения Д. Дьюи.

В массовой американской школе были реализованы некоторые элементы опытных школ Д. Дьюи, например, идея выбора. Ученик изучает обязательно несколько учебных предметов (английский язык, конституцию США с элементами истории, физическая культура). Все остальные предметы учащимися выбираются.

В конце XIX - начале XX веков интерес к учению Д. Дьюи непрерывно растет. Однако в 50-е ХХ века и позже педагогика Д. Дьюи подвергается жесткой критике. После запуска Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли в общественном мнении США все сильнее звучит мысль: «Ваш Иван знает больше, чем наш Джон». В начале 60-х гг. ХХ века, и особенно в 80-90-е гг. в США происходит отказ от педагогической системы Д. Дьюи. В этот период формируется отношение к ней как к своеобразной оригинальной теории. В настоящее время идеи Д. Дьюи находят свое воплощение в использовании метода проектов, как одного из методов обучения в школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: