Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока.
Основные источники знаний о воспитании и обучении в странах Древнего Востока.
Основные формы и содержание воспитания в этот период педагогической истории. Становление школы как образовательного института в странах Древнего Мира. Ведущие тенденции в обучении и воспитании детей.
Мусульманская образовательно-воспитательная традиция. Ее особенности.
Педагогические традиции древнего Китая. Сущность конфуцианских взглядов на воспитание.
Воспитание, образование и педагогические идеи в античном мире
Возникновение новых образовательно-воспитательных традиций в античную эпоху (социокультурные, мировоззренческие предпосылки).
Спартанская и афинская системы образования как модели практического воплощения разных образовательных идеологий (цели, идеалы, содержание, формы. результаты).
Педагогические идеи и идеалы в системах Сократа, Платона и Аристотеля.
Влияние эллинских традиций на педагогическую идеологию и образовательную практику Древнего Рима. Педагогические идеалы в произведениях Цицерона, Квинтилиана, Сенеки.
|
|
Сущностные характеристики педагогических традиций Западной цивилизации. Воспитательные идеалы раннего христианства.
Педагогические идеи и образование в Византии.
Социокультурные основания византийской педагогической системы. Влияние античной культуры и идеологии раннего христианства на педагогические идеи и школьную практику. Педагогические взгляды византийских философов (Иоанн Дамаскин, Василий Кесарийский и др.).
Система и типы учебных заведений в Византии. Влияние Византии на развитие образования в Древней Руси и Европе.
Философско-педагогическая мысль и образование в эпоху европейского Средневековья
Сущностные черты школы и педагогики в Средние века, реализация методологических подходов для их изучения и оценки. Главенствующая роль религии как идеологического основания средневековой педагогики. Сословный характер образования и воспитания.
Идеалы и идеи воспитания в трудах средневековых мыслителей (Абеляр, Луллий, Фома Аквинский и др.).
Характеристика системы воспитания светских феодалов (рыцарства). Основные типы школ, их устройство, программы и методы обучения. Европейские университеты. Их роль в развитии культуры и образования.
Педагогические идеи и эволюция образования в эпоху Возрождения
Гуманизм как основа и предпосылка новых педагогических идеалов. Противоречия между педагогическими идеалами и образовательной практикой.
Реформация и ее влияние на школу и образование. Система образования этой эпохи. Новые тенденции в развитии образования. Эволюция университетского образования.
|
|
Педагогические идеи эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла).
Реализация новых педагогических идей в школьной практике (школа В. да Фельтре).
Школа и педагогика в XVII - XVIII в. в.
Становление новых идеалов воспитания и образования на основе философии рационализма. Интерес к педагогической проблематике в науке.
Научная педагогика как новый феномен культуры. Педагогическое учение Я.А. Коменского. Я.А. Коменский как создатель целостного педагогического учения во всех связях и основаниях. Смыслообразующие и ценностные основания педагогической теории Я.А. Коменского. Ее основные идеи и элементы: принцип природосообразности и его универсальное значение; возрастная периодизация и характеристика системы школ; дидактическое учение; идея нравственного воспитания и дисциплины; взгляды на проблему учителя. Основные труды Я.А. Коменского и их значение в истории педагогической мысли. Современная оценка идей Коменского.
Педагогическое учение Джона Локка. Философско-методологические основания. Воспитание джентльмена. Цель и содержание воспитания по Д. Локку. Личность воспитателя в педагогической системе Дж. Локка. Современная оценка педагогического учения Д. Локка.
Педагогическая проблематика в трудах французских просветителей. Концепция "естественного" свободного воспитания Ж..-Ж.Руссо. Современное значение педагогических взглядов Ж.-Ж Руссо.
Школьная практика и педагогические идеи XVIII века.
Эволюция педагогических идей и образовательной практики в XIX веке.
Завершение формирования классической педагогики Нового времени. Социокультурные и философские предпосылки возникновения новых педагогических идей (И. Кант, Гегель, К. Маркс, Фихте).
Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Оригинальность и противоречивость педагогической системы И.Г. Песталоцци. Гуманизм педагогического учения И.Г. Песталоцци, его значение в истории педагогики.
Педагогическое учение И.Ф. Гербарта, неоднозначность и противоречивость его оценок.
Вклад А. Дистервега в теорию педагогики.
Становление национальных образовательных систем. Основные направления в развитии школьного образования в странах Западной Европы и США. Основные типы школ этого периода.
Школа и педагогика в Новейшее время
Потребность в обновлении школьного образования в этот период. «Педоцентристская революция», ее социокультурные, общенаучные, педагогические предпосылки. Педагогическое учение Д. Дьюи. Становление двух педагогических парадигм (традиционализм и реформаторство).
«Новое воспитание» как поиск идей обновления воспитания и образования. Основные идеи и теории реформаторской педагогики.
Основные направления и способы модернизации школьного образования.
Современная зарубежная школа и педагогика
Современные зарубежные педагогические концепции. Их методологическая и педагогическая оценка.
Сущностная характеристика зарубежных образовательных систем. Основные тенденции развития зарубежной школы и педагогики.