Зарубежная педагогика

Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока.

Основные источники знаний о воспитании и обучении в странах Древнего Востока.

Основные формы и содержание воспитания в этот период педагогической истории. Становление школы как образовательного института в странах Древнего Мира. Ведущие тенденции в обучении и воспитании детей.

Мусульманская образовательно-воспитательная традиция. Ее особенности.

Педагогические традиции древнего Китая. Сущность конфуцианских взглядов на воспитание.

Воспитание, образование и педагогические идеи в античном мире

Возникновение новых образовательно-воспитательных традиций в античную эпоху (социокультурные, мировоззренческие предпосылки).

Спартанская и афинская системы образования как модели практического воплощения разных образовательных идеологий (цели, идеалы, содержание, формы. результаты).

Педагогические идеи и идеалы в системах Сократа, Платона и Аристотеля.

Влияние эллинских традиций на педагогическую идеологию и образовательную практику Древнего Рима. Педагогические идеалы в произведениях Цицерона, Квинтилиана, Сенеки.

Сущностные характеристики педагогических традиций Западной цивилизации. Воспитательные идеалы раннего христианства.

Педагогические идеи и образование в Византии.

Социокультурные основания византийской педагогической системы. Влияние античной культуры и идеологии раннего христианства на педагогические идеи и школьную практику. Педагогические взгляды византийских философов (Иоанн Дамаскин, Василий Кесарийский и др.).

Система и типы учебных заведений в Византии. Влияние Византии на развитие образования в Древней Руси и Европе.

Философско-педагогическая мысль и образование в эпоху европейского Средневековья

Сущностные черты школы и педагогики в Средние века, реализация методологических подходов для их изучения и оценки. Главенствующая роль религии как идеологического основания средневековой педагогики. Сословный характер образования и воспитания.

Идеалы и идеи воспитания в трудах средневековых мыслителей (Абеляр, Луллий, Фома Аквинский и др.).

Характеристика системы воспитания светских феодалов (рыцарства). Основные типы школ, их устройство, программы и методы обучения. Европейские университеты. Их роль в развитии культуры и образования.

Педагогические идеи и эволюция образования в эпоху Возрождения

Гуманизм как основа и предпосылка новых педагогических идеалов. Противоречия между педагогическими идеалами и образовательной практикой.

Реформация и ее влияние на школу и образование. Система образования этой эпохи. Новые тенденции в развитии образования. Эволюция университетского образования.

Педагогические идеи эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла).

Реализация новых педагогических идей в школьной практике (школа В. да Фельтре).

Школа и педагогика в XVII - XVIII в. в.

Становление новых идеалов воспитания и образования на основе философии рационализма. Интерес к педагогической проблематике в науке.

Научная педагогика как новый феномен культуры. Педагогическое учение Я.А. Коменского. Я.А. Коменский как создатель целостного педагогического учения во всех связях и основаниях. Смыслообразующие и ценностные основания педагогической теории Я.А. Коменского. Ее основные идеи и элементы: принцип природосообразности и его универсальное значение; возрастная периодизация и характеристика системы школ; дидактическое учение; идея нравственного воспитания и дисциплины; взгляды на проблему учителя. Основные труды Я.А. Коменского и их значение в истории педагогической мысли. Современная оценка идей Коменского.

Педагогическое учение Джона Локка. Философско-методологические основания. Воспитание джентльмена. Цель и содержание воспитания по Д. Локку. Личность воспитателя в педагогической системе Дж. Локка. Современная оценка педагогического учения Д. Локка.

Педагогическая проблематика в трудах французских просветителей. Концепция "естественного" свободного воспитания Ж..-Ж.Руссо. Современное значение педагогических взглядов Ж.-Ж Руссо.

Школьная практика и педагогические идеи XVIII века.

 

Эволюция педагогических идей и образовательной практики в XIX веке.

Завершение формирования классической педагогики Нового времени. Социокультурные и философские предпосылки возникновения новых педагогических идей (И. Кант, Гегель, К. Маркс, Фихте).

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Оригинальность и противоречивость педагогической системы И.Г. Песталоцци. Гуманизм педагогического учения И.Г. Песталоцци, его значение в истории педагогики.

Педагогическое учение И.Ф. Гербарта, неоднозначность и противоречивость его оценок.

Вклад А. Дистервега в теорию педагогики.

Становление национальных образовательных систем. Основные направления в развитии школьного образования в странах Западной Европы и США. Основные типы школ этого периода.

 

Школа и педагогика в Новейшее время

Потребность в обновлении школьного образования в этот период. «Педоцентристская революция», ее социокультурные, общенаучные, педагогические предпосылки. Педагогическое учение Д. Дьюи. Становление двух педагогических парадигм (традиционализм и реформаторство).

«Новое воспитание» как поиск идей обновления воспитания и образования. Основные идеи и теории реформаторской педагогики.

Основные направления и способы модернизации школьного образования.

 

Современная зарубежная школа и педагогика

Современные зарубежные педагогические концепции. Их методологическая и педагогическая оценка.

Сущностная характеристика зарубежных образовательных систем. Основные тенденции развития зарубежной школы и педагогики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: