Пример постановки цели с использованием метода SMART

Целеполагание, проектирование, действо

(мастер-класс)

Патрикова Т. С.

Что является принципиально новым в современном уроке? (индекс-карточки, сторона 1).Собираем карточки

Для меня все новое в уроке можно сформулировать пятью словами. Включая предлог. Озвучить? Учение как «знания в действии», как вам такой подход? Что из него вытекает. Во-первых, структура современного урока увязывается не с технологическим, промышленным процессом подготовки идентичного изделия с заданными техническими характеристиками, а с психологическими, то есть человекоориентированными, особенности процесса жизнедеятельности деятельности. Для сравнения приведем этапы деятельностного урока по Даутовой О. Б. и инвариантный цикл деятельности.

 


Этапа деятельностного урока по Даутовой О. Б.

1. Организационный

2. Мотивационно-целевой

3. Проектировочный

4. Операционально-деятельностный

5. Контрольно-оценочный

6. Рефлексивный

 

 

Инвариантный цикл деятельности

1. Мотив – стремление что-либо сделать, заинтересованность

2. Цель – зачем и чего хочу достичь

3. Операции – что нужно сделать, чтобы достичь цели

4. Результат – что именно мной достигнуто, освоено, обретено

5. Оценка – осмысление пройденного пути, что лично мне дает результат

6. Удовлетворение – если оно достигнуто, что и учителю, и ученику хочется продолжить так делать завтра


Добавим сюда еще одну шестерку, так называемый круг саморегуляции.

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того. Что еще неизвестно
Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Прогнозирование и действие предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; выполнение действий на основе прогноза
Контроль форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  
Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

И вместе пробежимся по этому кругу, как вам такое предложение? Что у нас там первое? Правильно, целеполагание!



Этап I ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

А какая у вас цель на нашей сегодняшней встрече? Зачем вы пришли на наш семинар? Для того. Чтобы не растекаться мыслью по дереву, предлагаю перевернуть наши в сами карточки, на которых мы с вами формулировали принципиальные отличия уроков [Раздаем карточки вперемешку, кому какая достанется, сторона 2] и сформулировать SMART-цель нашей сегодняшней встречи.

Знаете, что такое умные цели? Давайте я вам напомню, для этого воспользовавшись примером, который нашла в интернете.

Одним из способов, позволяющих сформулировать цель, является метод SMART.

Критерии SMART

S – Specific. Цельдолжнабытьпредельночеткой, точной. Конкретной, не допускающей ее двоякой трактовки.

M – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете вы и ваши учащиеся.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать вашим потребностям и потребностям обучающихся.

T – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точное определите время и период для достижения выбранной цели.

Пример постановки цели с использованием метода SMART

Цель: «выйти замуж за олигарха». Такая цель совсем не соответствует основным критериям «smart» методики целеполагания. Давайте приведем ее в должный вид, чтобы технология сработала. Начнем раскручивать структуру метода с конца:

T – надо сразу спланировать сроки брачной церемонии и установить временные рамки для нее, например, «ровно через год», «к следующему 29-му февраля», «уже через месяц».

R – действительно ли вам так необходимо пойти в ЗАГС или достаточно просто гражданского брака, лучше сформулировать этот момент четко – «официальное бракосочетание, чтобы позаботиться о собственном финансовом благополучии» или «отношения с обеспеченным человеком».

A – если вы живете в провинции, то стоит сосредоточиться не на принце Монако, а на местном нефтяном магнате.

M – здесь подходит качественный индикатор достижимости – «удалось» или «ничего не вышло».

S – теперь можно и четко прописать собственную цель так, чтобы у подружек не возникало уточняющих вопросов: «Официально зарегистрировать брак с любым соотечественником в ТОП-100 самых богатых людей мира из списка журнала Fobbs уже к 1 января 2016 года».

Что у нас получается? Если подходить с такой позиции любая человеческая деятельность может быть рассмотрена, как процесс решения проблемы. Тогда нашей с вами целью на сегодняшней встрече будем:

За ближайшие 40 минут, для того чтобы лучше выполнять свои профессиональные обязанности по повышению квалификации педагогических работников Тульской области, мы должны узнать, как проектировать урок на основе идеологии ФГОС, основываясь на деятельностном подходе и новых тенденциях в оценивании учебных достижений школьников… Чего не хватает в такой формулировке? Измеримости, согласны? В этом нам мог бы помочь итоговый продукт нашей деятельности. Предлагаю вам самим определить его. Какой продукт вы могли бы создать по итогам нашей сегодняшней встречи?

Подходит ли такой прием для активного целеполагания на уроке? Вполне. Все зависит от того, насколько сильно вы сможете заинтересовать детей предложенной им темой урока и тем итоговым продуктом, который предложите им создать совместными усилиями.

Кстати, для тех. кто предпочитает традиционный подхода, предлагаю воспользоваться конструктором учебных целей по таксономии Б. Блума


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: