1. Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 2 года
Таблица 3
№/№ | Наименование раздела | Вид учебного занятия | Объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия первого года обучения | Аудиторные занятия второго года обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
130 | 64 | 66 | |||
I. | Основы музыкальной грамоты | урок | 37 | 19 | 18 |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве | урок | 8 | 4 | 4 |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д. на выбор преподавателя) | урок | 8 | 4 | 4 |
IV. | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) | урок | 4 | 2 | 2 |
V. | Танцевальные движения | урок | 67 | 32 | 35 |
VI. | Музыкально-ритмические игры | урок | 4 | 2 | 2 |
Контрольные уроки | 2 | 1 | 1 |
Срок обучения 1 год
Таблица 4
№ № | Наименование раздела | Вид учебного занятия | Объем времени в часах | |
Всего | Аудиторные занятия первого года обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
66 | 66 | |||
I. | Основы музыкальной грамоты | урок | 18,5 | |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве | урок | 4 | |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.) | урок | 4 | |
IV. | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч и т.д.) | урок | 2 | |
V. | Танцевальные движения | урок | 34,5 | |
VI. | Музыкально-ритмические игры | урок | 2 | |
Контрольные уроки | урок | 1 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
|
|
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося.
Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»
Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»
|
|
Основан на обучении ребенка ориентироватьсяна танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене.
Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца»
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познанияв области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел «Танцевальные движения»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»
Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
Требования по годам обучения
Срок обучения 2 года
Год обучения
Таблица 5
№№ | Наименование тем |
1 | 2 |
I. | Основы музыкальной грамоты |
1) | Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие) |
2) | Характер музыки: |
- грустный, печальный и т.д. | |
- веселый, задорный и т.д. | |
3) | Динамические оттенки: |
- громко | |
- тихо | |
4) | Музыкальный размер |
2/4 | |
4/4 | |
5) | Знакомство с длительностью звуков (ноты): |
- целая | |
- половинная | |
- четвертная | |
- восьмая | |
6) | Музыкальный темп: |
- быстрый | |
- медленный | |
- умеренный | |
7) | Понятие «сильная доля» |
8) | Понятие «музыкальная фраза» |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве |
Нумерация точек | |
- линия | |
- шеренга | |
- колонна | |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (по выбору преподавателя) |
1) | - ударные (ложки, барабан и т.д.) |
2) | - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка) |
IV. | Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) |
Упражнение с платком | |
Упражнение с лентой | |
V. | Танцевальные движения |
1) | Поклон |
-простой | |
- поясной | |
2) | Шаги: |
- маршевый шаг | |
- шаг с пятки | |
- шаг сценический | |
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад | |
- на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед | |
3) | Бег: |
- сценический | |
- на полу пальцах | |
- легкий шаг (ноги назад) | |
- на месте | |
4) | Прыжки: |
- на месте по VI позиции | |
- с продвижением вперед | |
- повороте на ¼ | |
5) | Работа рук: |
- понятие «правая» и «левая рука» | |
- положение рук на талии | |
- перед грудью | |
- положение рук в кулаки | |
6) | Позиции ног: |
- понятие «правая «и «левая нога» | |
- первая позиция свободная | |
- первая позиция параллельная | |
- вторая позиция параллельная | |
7) | Работа головы |
- Наклоны и повороты | |
8) | Движения корпуса |
- наклоны вперед, назад, в сторону | |
- с сочетанием работы головы | |
9) | Музыкально-ритмические упражнения |
Притопы | |
- простой | |
- двойной | |
- тройной | |
Хлопки | |
- Хлопки в ладоши (простые) | |
- Хлопки в ритмическом рисунке | |
- Хлопки в парах с партнером | |
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) | |
VI. | Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) |
Рекомендуемые: | |
- «Музыкальная шкатулка» | |
- «Самолетики-вертолетики» | |
Контрольные уроки |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:
|
|
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
· определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
· правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
· знать различия «народной» и «классической» музыки;
· уметь грамотно исполнять движения;
· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;
· начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
· уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
|
|
· уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
· четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
· хорошо владеть движениями с платком и обручем;
· уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
· уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5.Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
Год обучения
Таблица 6
№№ | Наименование тем |
1 | 2 |
I. | Основы музыкальной грамоты |
1) | Характер музыки: |
- торжественный, величественный и т.д. | |
- игривый, шутливый и т.д. | |
- задумчивый, сдержанный и т.д. | |
2) | Музыкальный размер (2/4.4/4, ¾,6/8) |
¾ | |
6/8 | |
3) | Жанры в музыке: |
песня | |
танец | |
марш | |
4) | Понятие «сильная доля» |
5) | Понятие «затакт» |
6) | Знакомство с куплетной формой |
7) | Понятие «музыкальная фраза» |
8) | Характер музыки. Тоника: |
- мажор | |
- минор | |
9) | Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая) |
10) | Музыкальный темп: |
- умеренный | |
11) | Музыкальные штрихи: |
- легато | |
- стаккато | |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве |
- диагональ | |
- круг | |
- два круга | |
- «улитка» | |
- «змейка» | |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (по выбору преподавателя) |
1) | - ударные (ложки, барабан и т.д.) |
2) | - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка) |
IV. | Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) |
Упражнение с мячом | |
Упражнение с обручем | |
V. | Танцевальные движения |
1) | Поклон |
-простой | |
- поясной | |
2) | Шаги: |
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад | |
- на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед | |
-переменный | |
- мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный) | |
- приставной шаг с приседанием | |
- приставной шаг с притопом | |
3) | Бег: |
- легкий шаг (ноги назад) | |
- на месте | |
- стремительный | |
- «лошадки» на месте и в продвижении | |
- «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад | |
4) | Прыжки: |
- в повороте на ½ | |
-«разножка» | |
- «поджатый» | |
5) | Работа рук: |
- за юбку | |
- позиция рук 1,2,3 | |
6) | Позиции ног: |
- вторая свободная | |
- третья | |
7) | Приседания |
Полуприседания | |
Полуприседания с каблучком | |
8) | «ковырялочка» |
- в первоначальном раскладе | |
- в сочетании с притопами | |
9) | Па галопа |
- прямой | |
- боковой | |
10) | Музыкально-ритмические упражнения |
Притопы, дроби | |
- простой | |
- двойной | |
- тройной | |
Хлопки | |
- хлопки в ладоши (простые) | |
- хлопки в ритмическом рисунке | |
- хлопки в парах с партнером | |
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) | |
VI. | Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) |
Рекомендуемые: | |
- «Мыши и мышеловка» | |
- «Волшебная шапочка» | |
VII. | Контрольные уроки |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся2 года обучения:
Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:
· термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;
· знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения;
· знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп, полька).
· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, ¾; 6/8;
· слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
· повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;
· выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
· уметь танцевать в ансамбле;
· уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
· уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
· уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.
Требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своимидвижениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5.Владетьизученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
Срок обучения 1 год
Тематический план
Таблица 7
№/№ | Наименование разделов и тем |
1 | 2 |
I. | Основы музыкальной грамоты |
1) | Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие тона) |
2) | Характер музыки: |
- грустный и т.п. | |
- веселый и т.п. | |
- торжественный и т.п. | |
- шутливый и т.п. | |
3) | Динамические оттенки: |
- громко | |
- тихо | |
4) | Музыкальный размер (2/4.4/4, ¾,6/8) |
2/4 | |
4/4 | |
¾ | |
6/8 | |
5) | Знакомство с длительностью нот: |
- целая | |
- половинная | |
- четвертная | |
- восьмая | |
6) | Понятие о жанрах в музыке: |
- песня | |
- танец | |
- марш | |
7) | Понятие «сильная доля» |
8) | Понятие «затакт» |
9) | Знакомство с куплетной формой |
10) | Понятие «музыкальная фраза» |
11) | Характер музыки. Тоника: |
- мажор | |
- минор | |
12) | Музыкальные паузы |
- половинная | |
- четвертная | |
- восьмая | |
13) | Музыкальный темп: |
- быстрый | |
- медленный | |
- умеренный | |
14) | Музыкальные штрихи: |
- легато | |
- стаккато | |
II. | Упражнения на ориентировку в пространстве |
Нумерация точек | |
- линия, две линии | |
- шеренга | |
- колонна | |
- круг, полукруг | |
- два круга | |
- диагональ | |
- «улитка» | |
- «змейка» | |
III. | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами |
- ударные (ложки, барабан и т.д.) | |
- звенящие (бубен, маракасы, погремушка, трещотка) | |
IV. | Упражнения с предметами танца |
- упражнение с платком | |
- упражнение с лентой | |
V. | Танцевальные движения |
1) | Поклон |
-простой | |
- поясной | |
2) | Шаги: |
- маршевый шаг | |
- шаг с пятки | |
- шаг сценический | |
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад | |
- на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед | |
-переменный | |
- мелкий с продвижением вперед (хороводный) | |
- приставной шаг с приседанием | |
- с притопом в продвижении вперед и назад | |
3) | Бег: |
- сценический | |
- на полу пальцах | |
- легкий (ноги назад) | |
- на месте | |
- стремительный | |
- «лошадки» на месте и в продвижении | |
- «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад | |
4) | Прыжки: |
- на месте по VI позиции | |
- с продвижением вперед | |
- в повороте на ¼ | |
- в повороте на ½ | |
-«разножка» | |
- «поджатый» | |
5) | Работа рук: |
- понятие «правая» и «левая рука» | |
- положение рук на талии | |
- перед грудью | |
- за юбку | |
- позиция рук 1,2,3 | |
- положение рук в кулаки | |
6) | Позиции ног: |
- понятие «правая «и «левая нога» | |
- первая позиция свободная | |
- первая позиция параллельная | |
- вторая позиция параллельная | |
- вторая свободная | |
- третья | |
7) | Работа головы |
- наклоны и повороты | |
8) | Движения корпуса |
- наклоны вперед, назад, в сторону | |
- с сочетанием работы головы | |
9) | Приседания |
- полуприседания | |
- полуприседания с каблучком | |
10) | «ковырялочка» |
- в первоначальном раскладе | |
- в сочетании с притопами | |
11) | Па галопа |
- прямой | |
- боковой | |
12) | Музыкально-ритмические движения |
Притопы | |
- простой | |
- двойной | |
- тройной | |
Хлопки | |
- хлопки в ладоши (простые) | |
- хлопки в ритмическом рисунке | |
- хлопки в парах с партнером | |
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) | |
VI. | Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) |
Рекомендуемые: | |
- «Музыкальная шкатулка» | |
- «Мыши и мышеловка» | |
- «Волшебная шапочка» | |
- «Самолетики-вертолетики» | |
VII. | Контрольный урок |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
· определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
· правильно определять сильную долю музыки и различать длительности нот;
· знать различия «народной» и «классической» музыки;
· различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
· уметь грамотно исполнять движения;
· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4 и 4/4,¾; 6/8
· начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
· уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
· уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
· четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
· хорошо владеть движениями с платком, мячом, лентой и обручем;
· уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
· уметь работать в паре и синхронизировать движения
· термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;
· знать названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение года;
· знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп, полька);
· слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
· повторять на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;
· выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
· уметь танцевать в ансамбле;
· уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
· уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
· уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.
Требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5.Владеть, в хорошей степени, изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.