II.Содержание учебного предмета


1. Сведения о затратах учебного времени


Срок обучения 2 года

Таблица 3

№/№

Наименование

раздела

Вид

учебного

занятия

Объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка   Аудиторные занятия первого года обучения Аудиторные занятия второго года обучения
1 2 3 4 5 6
      130 64 66
I. Основы музыкальной грамоты урок 37 19 18
II. Упражнения на ориентировку в пространстве урок 8 4 4
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д. на выбор преподавателя) урок 8 4 4
IV. Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) урок 4 2 2
V. Танцевальные движения урок 67 32 35
VI. Музыкально-ритмические игры урок 4 2 2
  Контрольные уроки   2 1 1

Срок обучения 1 год

Таблица 4

Наименование

раздела

Вид

учебного

занятия

Объем времени в часах

Всего Аудиторные занятия первого года обучения
1 2 3 4 5
      66 66
I. Основы музыкальной грамоты урок   18,5
II. Упражнения на ориентировку в пространстве урок   4
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.) урок   4
IV. Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч и т.д.) урок   2
V. Танцевальные движения урок   34,5
VI. Музыкально-ритмические игры урок   2
  Контрольные уроки урок   1

Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Содержание разделов

В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося.

Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»

Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»

Основан на обучении ребенка ориентироватьсяна танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене.

Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.

Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца»

Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познанияв области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.

Пятый раздел «Танцевальные движения»

Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.

Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»

Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.

Требования по годам обучения

Срок обучения 2 года

Год обучения

Таблица 5

№№ Наименование тем
1 2
   
I. Основы музыкальной грамоты
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке  (низкие, средние и высокие)
2) Характер музыки:
  - грустный, печальный и т.д.
  - веселый, задорный и т.д.
3) Динамические оттенки:
  - громко
  - тихо
4) Музыкальный размер
  2/4
  4/4
5) Знакомство с длительностью звуков (ноты):
  - целая
  - половинная
  - четвертная
  - восьмая
6) Музыкальный темп:
  - быстрый
  - медленный
  - умеренный
7) Понятие «сильная доля»
8) Понятие «музыкальная фраза»
II. Упражнения на ориентировку в пространстве
  Нумерация точек
  - линия
  - шеренга
  - колонна
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (по выбору преподавателя)
1) - ударные (ложки, барабан и т.д.)
2) - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)
IV. Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя)
  Упражнение с платком
  Упражнение с лентой
V. Танцевальные движения
1) Поклон
  -простой
  - поясной
2) Шаги:
  - маршевый шаг
  - шаг с пятки
  - шаг сценический
  - шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
  - на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед 
3) Бег:
  - сценический
  - на полу пальцах
  - легкий шаг (ноги назад)
  - на месте
4) Прыжки:
  - на месте по VI позиции
  - с продвижением вперед
  - повороте на ¼
5) Работа рук:
  - понятие «правая» и «левая рука»
  - положение рук на талии
  - перед грудью
  - положение рук в кулаки
6) Позиции ног:
  - понятие «правая «и «левая нога»
  - первая позиция свободная
  - первая позиция параллельная
  - вторая позиция параллельная
7) Работа головы
  - Наклоны и повороты
8) Движения корпуса
  - наклоны вперед, назад, в сторону
  - с сочетанием работы головы
9) Музыкально-ритмические упражнения
  Притопы
  - простой
  - двойной
  - тройной
  Хлопки
  - Хлопки в ладоши (простые)
  - Хлопки в ритмическом рисунке
  - Хлопки в парах с партнером
  Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
  Рекомендуемые:
  - «Музыкальная шкатулка»
  - «Самолетики-вертолетики»
  Контрольные уроки

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:

Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:

· определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);

· правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;

· знать различия «народной» и «классической» музыки;

· уметь грамотно исполнять движения;

· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;

· начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;

· уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;

· уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;

· четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;

· хорошо владеть движениями с платком и обручем;

· уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;

· уметь работать в паре и синхронизировать движения.

Требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своими движениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5.Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

Год обучения

Таблица 6

№№ Наименование тем
1 2
I. Основы музыкальной грамоты
1) Характер музыки:
  - торжественный, величественный и т.д.
  - игривый, шутливый и т.д.
  - задумчивый, сдержанный и т.д.
2) Музыкальный размер (2/4.4/4, ¾,6/8)
  ¾
  6/8
3) Жанры в  музыке:
  песня
  танец
  марш
4) Понятие «сильная доля»
5) Понятие «затакт»
6) Знакомство с куплетной формой
7) Понятие «музыкальная фраза»
8) Характер музыки. Тоника:
  - мажор
  - минор
9) Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая)
10) Музыкальный темп:
  - умеренный
11) Музыкальные штрихи:
  - легато
  - стаккато
II. Упражнения на ориентировку в пространстве
  - диагональ
  - круг
  - два круга
  - «улитка»
   - «змейка»
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (по выбору преподавателя)
1) - ударные (ложки, барабан и т.д.)
2) - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)
IV. Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя)
  Упражнение с мячом
  Упражнение с обручем
V. Танцевальные движения
1) Поклон
  -простой
  - поясной
2) Шаги:
  - шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
  - на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед 
  -переменный
  - мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный)
  - приставной шаг с приседанием
  - приставной шаг с притопом
3) Бег:
  - легкий шаг (ноги назад)
  - на месте
  - стремительный
  - «лошадки» на месте и в продвижении
  - «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад
4) Прыжки:
  - в повороте на ½
  -«разножка»
  - «поджатый»
5) Работа рук:
  - за юбку
  - позиция рук 1,2,3
6) Позиции ног:
  - вторая свободная
  - третья
7) Приседания
  Полуприседания
  Полуприседания с каблучком
8) «ковырялочка»
  - в первоначальном раскладе
  - в сочетании с притопами
9) Па галопа
  - прямой
  - боковой
10) Музыкально-ритмические упражнения
  Притопы, дроби
  - простой
  - двойной
  - тройной
  Хлопки
  - хлопки в ладоши (простые)
  - хлопки в ритмическом рисунке
  - хлопки в парах с партнером
  Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
  Рекомендуемые:
  - «Мыши и мышеловка»
  - «Волшебная шапочка»
VII. Контрольные уроки

Основные требования к знаниям и умениям учащихся2 года обучения:

Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:

· термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;

· знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения;

· знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп, полька).

· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, ¾; 6/8;

· слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;

· повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;

· выполнять с более четким исполнением подражательные движения;

· уметь танцевать в ансамбле;

· уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;

· уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;

· уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.

 

Требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своимидвижениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5.Владетьизученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

Срок обучения 1 год

Тематический план

Таблица 7

№/№ Наименование разделов и  тем
1 2
   
I. Основы музыкальной грамоты
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке  (низкие, средние и высокие тона)
2) Характер музыки:
  - грустный и т.п.
  - веселый и т.п.
  - торжественный и т.п.
  - шутливый и т.п.
3) Динамические оттенки:
  - громко
  - тихо
4) Музыкальный размер (2/4.4/4, ¾,6/8)
  2/4
  4/4
  ¾
  6/8
5) Знакомство с длительностью нот:
  - целая
  - половинная
  - четвертная
  - восьмая
6) Понятие о жанрах в музыке:
  - песня
  - танец
  - марш
7) Понятие «сильная доля»
8) Понятие «затакт»
9) Знакомство с куплетной формой
10) Понятие «музыкальная фраза»
11) Характер музыки. Тоника:
  - мажор
  - минор
12) Музыкальные паузы
  - половинная
  - четвертная
  - восьмая
13) Музыкальный темп:
  - быстрый
  - медленный
  - умеренный
14) Музыкальные штрихи:
  - легато
  - стаккато
II. Упражнения на ориентировку в пространстве
  Нумерация точек
  - линия, две линии
  - шеренга
  - колонна
  - круг, полукруг
  - два круга
  - диагональ
  - «улитка»
  - «змейка»
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
  - ударные (ложки, барабан и т.д.)
  - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, трещотка)
IV. Упражнения с предметами танца
  - упражнение с платком
  - упражнение с лентой
V. Танцевальные движения
1) Поклон
  -простой
  - поясной
2) Шаги:
  - маршевый шаг
  - шаг с пятки
  - шаг сценический
  - шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
  - на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед 
  -переменный
  - мелкий с продвижением вперед (хороводный)
  - приставной шаг с приседанием
  - с притопом в продвижении вперед и назад
3) Бег:
  - сценический
  - на полу пальцах
  - легкий (ноги назад)
  - на месте
  - стремительный
  - «лошадки» на месте и в продвижении
  - «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад
4) Прыжки:
  - на месте по VI позиции
  - с продвижением вперед
  - в повороте на ¼
  - в повороте на ½
  -«разножка»
  -  «поджатый»
5) Работа рук:
  - понятие «правая» и «левая рука»
  - положение рук на талии
  - перед грудью
  - за юбку
  - позиция рук 1,2,3
  - положение рук в кулаки
6) Позиции ног:
  - понятие «правая «и «левая нога»
  - первая позиция свободная
  - первая позиция параллельная
  - вторая позиция параллельная
  - вторая свободная
  - третья
7) Работа головы
  - наклоны и повороты
8) Движения корпуса
  - наклоны вперед, назад, в сторону
  - с сочетанием работы головы
9) Приседания
  - полуприседания
  - полуприседания с каблучком
10) «ковырялочка»
  - в первоначальном раскладе
  - в сочетании с притопами
11) Па галопа
  - прямой
  - боковой
12) Музыкально-ритмические движения
  Притопы
  - простой
  - двойной
  - тройной
  Хлопки
  - хлопки в ладоши (простые)
  - хлопки в ритмическом рисунке
  - хлопки в парах с партнером
  Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
  Рекомендуемые:
  - «Музыкальная шкатулка»
  - «Мыши и мышеловка»
  - «Волшебная шапочка»
  - «Самолетики-вертолетики»
VII. Контрольный урок

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:

· определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);

· правильно определять сильную долю музыки и различать длительности нот;

· знать различия «народной» и «классической» музыки;

· различать жанры в музыке: песня, танец, марш;

· уметь грамотно исполнять движения;

· выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4 и 4/4,¾; 6/8

· начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;

· уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;

· уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;

· четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;

· хорошо владеть движениями с платком, мячом, лентой  и обручем;

· уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;

· уметь работать в паре и синхронизировать движения

· термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;

· знать названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение года;

· знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп, полька);

· слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;

· повторять на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;

· выполнять с более четким исполнением подражательные движения;

· уметь танцевать в ансамбле;

· уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;

· уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;

· уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.

Требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своими движениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5.Владеть, в хорошей степени, изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: