Точнее не скажешь: «россияне меняют ориентацию.»

Для этого русским и нужно протезировать вышеозначенный Ясиным ген селедки — «свободу личности и другие либеральные ценности».

Тогда, очевидно, перестанут происходить страшные вещи, о которых 30 июня 2003 года в интервью радиостанции «Эхо Москвы» поведал Василий Шахновский, президент «ЮКОС-Москва»: «Когда у меня родилась первая дочь и я начал ей читать сказки, я через полгода из библиотеки дочери русские народные сказки убрал... И объясню почему. Потому что обратите внимание, кто является героем русской народной сказки? Иван-дурак. Который ничего не делает, а в конце сказки все получает»29.

Счастливые времена наступят тогда, когда «россияне» кардинально сменят ориентацию.

29 Интервью В. Шахновского — президента «ЮКОС-Москва» — радиостанции «Эхо Москвы», 30.06.2003.

45

Однако явное желание Ясиных и К вторгаться в генетическую основу русских и искусственно трансформировать геном России сопровождается еще и элементарной дешевой подделкой.

Им нужно протащить либеральные ценности — западные и чужие, те, которые должны вытеснить или уничтожить иные — и русские в том числе — ценности.

Для этого они пускают в ход сладкую морковку, выдавая в качестве фундамента либеральных ценностей принцип «свободной личности».

Но это ложь. В либеральных ценностях нет, никогда не было и принципиально не может быть личности. Там есть только индивид, который отличается от личности так же, как яичница от божьего дара или как свободный индивид М. Горбачев от личности И. В. Сталина.

Когда сегодня, как и вчера и позавчера, заунывно поют осанну Западу как источнику и зиждителю «свободной личности», то элементарно путают личность — всецело христианско-восточную категорию — с индивидом30.

Личность — основа бытия и действия, всего свершающегося, а индивид — указание на единичность и выделенность чего-то, чего угодно.

Выдающийся русский философ и знаток античности Алексей Федорович Лосев в «Двенадцати тезисах об античной культуре» восклицает: «Боже упаси переводить латинское слово "индивидуум" как "личность"! Укажите хотя бы один латинский словарь, где говорилось бы, что слово "индивидуум" может иметь значение "личность". "Индивидуум" — это просто "неделимое", "нераздельное". Стол состоит из доски, ножек и т. д. — это делимое, а с другой стороны, стол есть стол, сам по себе он неделим, он есть "индивидуум". И стол, и любая кошка есть такой "индивидуум". Так при чем же здесь личность? "Индивидуум" — самый настоящий

50 Проблема личности подробно представлена в моей работе «Практика персонального образования», опубликованной в интернет-журнале «Лучшая школа.ру» — http://personaledu.narod.ru/9.htm.

46

объект, только взятый с определенной стороны, и больше ничего»31.

Это признавал и знаменитый философ первой половины XX века Николай Бердяев, оказавший в 20—30-е годы огромное влияние на западную философию через общение в эмиграции: «Личность не тождественна индивидууму... Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Не только животное или растение есть индивидуум, но и алмаз, стакан, карандаш. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. Мы говорим: у этого человека нет личности, но не можем сказать: у этого человека нет индивидуальности. Мен де Биран и Равессон учили о связи личности с усилием. Усилие же это связано с болью. Личность есть усилие, не определяемое внешней средой. Личность не есть природа, как Бог не есть природа. Одно с другим связано, ибо личность и есть образ и подобие Божье в человеке. Личность предполагает существование сверхличного. Личности нет, если нет ничего выше личности. Тогда личность лишается своего ценностного содержания, которое связано с сверхличным. Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования. Между тем как индивидуум не предполагает непременно такого обнаружения смысла, такого раскрытия ценности»32.

Эммануэль Мунье в «Манифесте персонализма» однозначно определял: «Личность не есть индивид. Мы

31 Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре// Дерзание духа. - М., 1988. С. 168.

32 Бердяев Н. «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Размышление V. Личность, общество и общение».

47

называем индивидом распыление личности и ее удовлетворенность таким потерянным состоянием. Мой индивид — это неопределенный, непостоянный образ, создаваемый многократной сменой различных персонажей, в которые я погружен, внутри которых я распыляюсь и ускользаю от себя...»33 И в другом месте: «Индивидуализм поставил на место личности юридическую абстракцию, индивида, лишенного привязанностей, окружения, поэзии, индивида, которого всегда можно заменить другим индивидом, индивида, отданного на откуп первым попавшимся силам»34.

Можно продолжать цитировать огромное число мыслителей в рамках христианской традиции, но всех их будет объединять безусловное и абсолютное сущностное различение личности и индивида.

Наконец, возможно, одна из лучших работ по проблеме личности принадлежит современному греческому православному богослову Иоанну Зизиулусу, который в статье «Личность и бытие» напоминает, что «личность как понятие и как живая реальность — исключительно продукт патриотической мысли», и утверждает: «Источником истинного бытия является только свободная личность, личность, которая любит свободно, то есть, которая свободно утверждает свое бытие, свою идентичность посредством события общения с другими личностями»35.

Поэтому кардинально неправы те, кто восточно-христианскую российскую традицию личности отождествляет с традицией индивида и сводит к заимствованной индивидности, уничтожая тем самым более чем тысячелетнюю восточно-христианско-российскую традицию.

Более того, либеральные ценности и продвижение свободного индивида напрямую не только отрицают личность, но и попросту направлены на прямое уничтожение личности.

33 Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. М.: Республика, 1999. С. 57.

34 Там же. С. 60.

35 Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский. Личность и бытие. http://ibif.nm.ru/translations/ziziulas.htm.

48

В своих «Тетрадях» (дневниковых записях) выдающийся русский композитор Георгий Васильевич Свиридов писал:

«Миру угрожает установление «рыночного» строя, рабовладельческих отношений... Но у России есть свои идеи, которые надо стремиться осознать.

Мир необъятно богат возможностями, нации молодые, с живой, незаплесневелой кровью — должны искать пути движения к идеалу развития и совершенствования Человеческой Личности, являющейся отблеском Христа-Бога на Земле.

...Рыночная психология жизни, это уподобления человека — скоту»36.

Поэтому в программах Ясина и К, как они сами выражаются, по трансформации ориентации россиян речь по существу идет о том, что под видом прививки гена «либеральных ценностей», гена «свободной личности», который якобы повышает продуктивность отсталых русских, идет буквально уничтожение и изъятие гена личности и замена его на ген индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: